Из-за угрозы арестов и конфискаций иметь дома собственное собрание в СССР было довольно опасно, а открыто говорить о своей коллекции — тем более. Однако увлечённые поклонники искусства продолжали формировать коллекции, создавая вокруг себя другой мир, альтернативный советской действительности.
Казимир Малевич. Три фигуры в поле. 1928−1930. Собрание В. А. Дудакова. Ныне в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
Автор всемирно известного «Чёрного квадрата» Казимир Малевич на позднем этапе творчества переосмыслял свои ранние произведения. Уже при жизни художник достиг большой популярности за границей, многие его работы находились за пределами СССР, что и стало импульсом к восстановлению ранних произведений. Мастер вновь обратился к станковой живописи: в 1928—1930-х годах он воспроизвёл старые работы периода импрессионизма, а также произведения крестьянского цикла, которые датировал 1908−1912 годами.
Полотно «Три фигуры в поле» является одной из работ этого цикла. Эта картина — образец постсупрематического периода художника конца 1920-х — начала 1930-х годов. Малевич представляет собственную интерпретацию темы крестьянства, наполняя картину характерной символикой и смыслом: обезличенные фигуры удаляются за горизонт, что говорит об исчезающей эпохи крестьянства. Скорее всего, работа была создана Малевичем для его персональной выставки в Государственной Третьяковской галерее, однако в дальнейшем произведение было приобретено советским и российским коллекционером Валерием Дудаковым.
Илья Машков. Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами. 1908. Собрание В. А. Дудакова. Ныне в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро.
Эта ранняя работа Машкова, написанная художником в период «сезаннизма», когда после путешествия по Европе мастер был вдохновёен творчеством французских художников. Он использует довольно необычные приёмы для натюрморта, из-за которых полотно сразу приковывает внимание: на чёрном фоне автор изображает яркие фрукты, используя насыщенные цвета. Ппреобладающий колорит в этой работе — охра и её оттенки. С помощью этого цвета мастер «обводит» натюрморт по периметру красочными паттернами, похожие на узоры советского подноса.
Такое необычное раннее произведение Машкова долгое время хранилось на чердаке московской квартиры на Профсоюзной улице в виде пыльной грязной «тряпки». По счастливой случайности эту работу приобрёл Валерий Дудаков, придя к наследнице эмигрировавшего художника Терешковича. Хозяйка продала картину дешевле, чем остальные работы, — за тысячу рублей вместо пяти тысяч, даже не подозревая, что под слоем пыли скрывается прекрасный натюрморт. Только в реставрационной мастерской коллекционеру сказали, что это работа Машков 1908 года.
Павел Филонов. Поклонение волхвов. 1914. Собрание И. Г. Сановича. Ныне в частном собрании.
Павел Филонов — по-настоящему уникальная и незаменимая фигура в мире русского авангарда. Он называл себя художником-исследователем, активно писал, преподавал, основал метод аналитического искусства — реформирующего направления живописи и графики.
Работа «Поклонение волхвов» была написана в тот же год, когда вышла первая печатная декларация аналитического искусства — манифест, где провозглашалась реабилитация живописи. Главное отличие этого раннего периода Филонова от более поздних его работ — большое значение как и формы, так и цвета для художника. В дальнейшем Филонов практически откажется от формы, сделав выбор в пользу беспредметного искусства.
Данное произведение Филонова поражает количеством деталей: эту работу, как полотна Иеронима Босха, можно рассматривать часами и находить в ней всё новые и новые смыслы. Художник часто развивал в живописи ветхозаветные и евангельские сюжеты, незавершённая работа «Поклонение Волхвов» — не исключение.
Интересно и то, как эта картина оказалась в руках советских коллекционеров. Игорь Санович, владелец этого произведения, вспоминает, что Филонов за всю свою жизнь не продал ни одной работы. У художника была чёткая установка: все его картины должны принадлежать мировому пролетариату. Сестра Филонова, Евдокия Николаевна, рассказывала, что художник Бродский, очень преуспевающий и богатый, на коленях стоял перед Павлом Николаевичем, чтобы тот продал ему картину, однако Филонов не согласился. Произведение «Поклонение волхвов» оказалось единственным полотном, которое художник подарил. Счастливым обладателем произведения искусства стал художник Матюшин.
Кузьма Петров-Водкин. Портрет дочери (Ленушка). 1926. Собрание И. Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург.
В 1922 году в семье Петровых-Водкиных произошло радостное событие: у Кузьмы Петровича и его жены Марии появилась долгожданная дочь Елена. Художник создал множество портретов любимой жены и дочери, причём образы «Ленушки» Петров-Водкин начал писать буквально с первых дней её жизни. Именно в этих произведениях перед зрителями предстаёт любящий отец, который души не чаял в своём чаде.
«Портрет дочери» приобрёл в дальнейшем Игорь Афанасьев. История его коллекции показывает, насколько сложным и опасным могло оказаться собирательство в советское время. В 1930-е годы он стал одним из пионеров советской нефтехимии, параллельно собирая собственную коллекцию. Когда его арестовали в 1937 году, первую коллекцию, которую он собирал десять лет, конфисковали. Выйдя на свободу в 1946-м, коллекционер вернулся в Ленинград и начал собирать живопись снова. Через три года его опять арестовали и отправили в бессрочную ссылку в Норильск. Однако вторую коллекцию нефтехимика изъять не сумели: картины успел спрятать друг собирателя.
Реабилитировали Афанасьева только в 1956 году: учёный вернулся в Ленинград и первым делом начал узнавать о судьбе своего собрания. Он смог вернуть и часть своей первой коллекции. После второго освобождения герой выставки прожил ещё 13 лет, распределяя картины по квартирам надёжных друзей: боялся, что за ним придут в третий раз.