Чёрное золото, белая грязь
Когда христиане вслед за мусульманами открыли для себя возможность бесперебойно получать рабов из Африки — поощряя межплеменные войны, пленников после которых всегда можно было недорого скупить, стало ясно, как решится вопрос плохой приспособленности коренных американцев к работе на плантациях и их постоянному стремлению сбежать. Африканцы, отлично перенося жаркий климат, в большинстве своём были знакомы с земледельческим и скотоводческих трудом; те, кто добирался через океан живым, отличались силой и здоровьем; наконец, бежать им было некуда — кругом была чужая земля, и это морально сломило многих.
Проблема была в том, что, пока чернокожих рабов надо было возить через всю Атлантику, они оставались дороги. В перспективе при достаточной численности их можно было «разводить» уже на новом месте, но до того английские плантаторы заменяли драгоценную чернокожую собственность рабами и поплоше, и подешевле. И брали их в пределах Объединённого Королевства. Такими рабами становились, в основном, ирландцы и цыгане.
Современному восточному европейцу легко представить, почему внешне отличные от жителей северных островов цыгане рассматривались как существа другой, низшей, расы, но при слове «ирландец» в наше время, скорее, возникнут ассоциации с несколькими известными актёрами. Трудно представить, что этих вполне европейского вида людей до начала двадцатого века высмеивали в карикатурах — в том числе шаржированно вырисовывая их фенотип: курносые носы, например. Ирландца изображали, если надо было нарисовать алкоголика, лодыря, нищего, крикуна или семейного тирана.
Отношение у ирландцам базировалось на том, что, во-первых, ирландцы были колонизированы англичанами — точно так же, как позже колонизированы были Индия и Северная Америка, во-вторых, они были католиками, а не протестантами. После того, как под английским правлением ирландцы обнищали и стали недоедать, англичане получили ещё один повод презирать этот народ — за низкий уровень жизни.
Хотя из среды ирландцев вышло немало британских знаменитостей, вроде писателей Джонатана Свифта или Артура Конана Дойля, отношение к ирландцам часто было настолько презрительное, что иные, вроде отца сестёр Бронте, скрывали происхождение, переделывая кельтские фамилии на английский или французский лад.
Эпоха похищений
Часть рабов из Британии попадала в Новый Свет благодаря тому, что судьи стали заменять многие приговоры ссылкой на американские плантации. Туда можно было угодить за участие в мятеже (в качестве замены смертной казни), кражу (в качестве замены смертной казни), нарушение закона против цыган, который, в общем, сводился к тому, что цыганам нельзя существовать (ссылкой опять же заменяли смертную казнь), за долги по аренде (ради разнообразия, смертной казни при этом не предусматривалось). Благодаря такой практике на плантациях появились рабы в том числе титульной национальности. И всё же основную массу работников на плантациях составляли ирландцы. Попадали в Новый свет они не только через суд.
От бедности много ирландских семей приезжало в Англию в поисках работы. Ирландцы брались за самый непрестижный и грязный труд. Множество детей и молодых девушек работало на улицах, торгуя мелочью, собирая определённые виды мусора, оказывая мелкие услуги вроде чистки ботинок. Эти дети и подростки оказывались добычей похитителей живого товара. Ими буквально набивали трюм.
Если у самых милых девушек был шанс доехать до американских берегов в относительно комфортных условиях — они предназначались в горничные немногочисленным дамам и в жёны пока ещё холостым (но редко молодым) плантаторам — то остальные ехали в кошмарных условиях. Без света, на скудном пайке, испражняясь под себя, впритирку к своим умирающим или умершим товарищам. И преступники, и похищенные дети были дешёвым, бросовым товаром, которому предназначалась прожить на плантациях только несколько лет — от тяжёлого труда в непривычном климате цыгане, англичане и ирландцы просто умирали. Так что ими забивали корабли как можно плотнее.
Улучшение породы
Чтобы удешевить более выгодных чернокожих рабов, их старались размножить уже в Новом Свете. Ни о каком создании семей речи не шло: африканцев, а потом и их сыновей как чистого, так и смешанного происхождения побуждали и даже принуждали активно спариваться. В случае с чернокожими рабынями господа даже не считали нужным считаться с родственными связями, заставляя сестёр рожать от братьев и дочерей — от отцов.
Привезённые из Европы рабыни тоже использовались для получения потомства от крепких африканцев. Если молодые белые девушки попадали в горничные, наложницы и даже жёны, то взрослых женщин и цыганских девочек даже с самыми первыми признаками созревания (восьми-десяти лет) активно подкладывали под других рабов, следя, чтобы они не вздумали рожать от «некачественных» белых невольников. Притом условия труда беременным не облегчали. И девочки, и взрослые женщины массово умирали, не в силах перенести такое обращение, но часть всё же давала приплод на радость хозяевам.
Такими зверскими способами через несколько поколений плантаторы добились того, что постепенно перестали нуждаться в массовых закупках африканских невольников. Новые рабы уже появлялись на плантациях сами собой. Поскольку среди плантаторов процветало насилие по отношению к невольницам, часть этих рабов были в родстве со своими хозяевами, но это смущало господ ещё меньше, чем использование на плантациях похищенных христианских подростков и женщин. Их это не останавливало даже при выборе новых наложниц, и кровосмесительные связи на американском Юге долго были обычным делом — конечно, в случае, если дети рождались от невольниц.
Привычка же добирать рабочую силу похищениями среди английских предпринимателей никуда не делась, и известны случаи, когда для каторжного труда на предприятиях девушек и юношей просто хватали на улицах уже во вполне цивилизованном девятнадцатом веке.