Как в СССР «красные комиссарши» определяли моду и нравы социалистического общества
1,380
просмотров
Женщины, рождённые революцией – это красные «комиссарши», «командирши» и феминистки, выступающие за равные права и свободную любовь. Они не только становились участницами боевых сражений в Гражданскую войну, но и диктовали моду и нравы в новом пролетарском обществе. Раскрепощённые и уверенные в себе, они воевали и распутствовали наравне с мужчинами, не считая это грехом и постыдным делом.

Какую роль при становлении большевицкой власти сыграли женщины-комиссарши?

Какую роль при становлении большевицкой власти сыграли женщины-комиссарши? Морская женская команда.

После свержения монархии в феврале 1917 года, в России появились активные и напористые представительницы слабого пола, которые с жарким энтузиазмом принялись агитировать кто за большевиков, кто за левых эсеров. Объясняясь с солдатами и рабочими на «народном языке», они часто находили поддержку и одобрение своим пылким речам. Одетые в мужские кожанки поверх суконного платья и красные платки на голове, с красноречивым маузером в реке – такие дамы быстро получили название «комиссарши».

Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988, режиссёр В. Бортко). Справа от Швондера – дама-комиссар, вызвавшая смятение профессора Преображенского.

Бойкие барышни, превратившиеся в товарищей, действительно были не промах – стреляли не хуже мужчин, обладали завидной самоуверенностью и успешно заставляли всех подчиняться своей воле. Так товарищ Яковлева, в кожанке и галифе, с юношеским задором конфисковала оружие у унтеров и околоточных Петербурга. Другой товарищ – работница «Красной Звезды» Лагутина, разоружила солдат, ворвавшись в казарму в дни февральских событий. Произнеся пламенную речь, она потребовала поддержать революцию и сдать ей оружие. Мужчины далеко не робкого десятка, безоговорочно подчинились без всяких попыток оказать сопротивление.

Многие комиссарши вооружившись винтовками, занимались охраной заводов и патрулированием Смольного. Часть из них принимала участие в боевых стычках с преданными Временному правительству юнкерами. Как писали в революционных газетах того времени: «Женщины там же, где и мужчины, – для них нет больше преград».

Когда женщинам официально предоставили право обучаться военному искусству и что из этого получилось

Когда женщинам официально предоставили право обучаться военному искусству и что из этого получилось Барышни-курсантки Киевской военной школы связи. Конец 1920-х годов.

Кроме отчаянных комиссарш после Октябрьской революции появились и командирши – прозванные так в народе за подчёркнуто мужественную внешность, крутой нрав и самоотверженность. Дамы в военной форме появились благодаря Троцкому: нарком выступал за то, чтобы женщины могли иметь военное образование и наравне с мужчинами служить в армии.

Такое право у женщин появилось уже в 1918 году: 15 января был подписан Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), который открывал доступ на службу всем совершеннолетним гражданам страны. Через три месяца, в апреле в свет вышел декрет «Об обязательном обучении военному искусству» – в нем отдельной строкой прописывалось, что «гражданки обучаются, по их согласию, на общих основаниях».

Воспользоваться законным равноправием поспешили не только бывшие крестьянки и работницы заводов – «командиршами» становились и некогда хорошо воспитанные барышни, получившие в царские времена отличное образование. Одной из них, например, стала Лариса Михайловна Рейснер: дочь профессора, окончившая гимназию с золотой медалью, успела побывать и разведчицей, и поучаствовать в Гражданской войне в роли комиссара разведывательного отряда штаба 5-й армии в составе Волжско-Камской флотилии.

Как прославились «Красные амазонки» в России

Как прославились «Красные амазонки» в России Герой Гражданской войны, наводчица пулемёта 35-го кавалерийского полка Павлина Кузнецова. Художник Л. Котляр. Фото: Открытка. 1960-е годы.

И все же большинство «командирш» были из простого народа. Коротко подстриженные, в черкесках и рубахах, с суконными шлемами и папахами на голове – представительницы слабого пола мало походили на женщин. Чтобы совсем не отличаться от мужчин-красноармейцев, некоторые командирши брали себе соответствующие имена и фамилии, при этом проявляли себя на поле боя, как настоящие герои.

Показательный пример образа командирши – пулемётчица Пинькова, которая вступила в ряды Красной Армии под именем Иван Пиньков. Бывшая крестьянка неоднократно участвовала в сражениях и погибла от казацких клинков, прикрывая из пулемёта отход родной части.

Ещё одна участница Гражданской войны редактор революционной газеты Татьяна Солодовникова, присвоила себе имя Тимофей, когда поступила на службу в Петроградский запасный полк. Правда о том, что она женщина, довольно быстро всплыла наружу, однако это не помешало воевать ей сначала на Польском фронте, а затем бороться с бандитизмом в составе частей Тамбовской армии.

«Красная амазонка» Павлина Кузнецова была наводчицей пулемёта одного из кавалеристских полков дивизии Будённого. Как-то раз её полковая команда, столкнувшись с белогвардейцами, завязала неравный бой. В тот момент лишь стойкость Кузнецовой, которая, не беспокоясь о собственной жизни расстреливала врага, помогла выйти из трудного положения. Под нескончаемым огнём враги отступили, а отчаянную пулемётчицу представили к награде – в 1923 году Павлине вручили орден Боевого Красного Знамени.

Кого в России называли «маркитантками Революции»

Кого в России называли «маркитантками Революции» Эмансипированная барышня, одетая в стиле «комиссарша». Фото конца 1910-х – начала 1920-х годов.

Российская революция дала женщинам свободу не только социального, но и морального плана. Семейные узы перестали считаться священными, так как при наступившем равноправии брак заменился товарищеским союзом. Жить друг с другом, не венчаясь и не регистрируя отношений, стало нормой, как и свободная любовь без обязательств. Некоторые, особо раскрепощённые женщины, раньше боявшиеся критики за неприличное поведение, начали вести ничем не прикрытую распутную жизнь. За это в народе они получили прозвище «маркитантки революции».

В архиве академика Бехтерева описан довольно показательный для того времени случай, произошедший с семейной парой. Супруг жаловался и просил вылечить от блуда неверную жену, обвиняя её, что та постоянно находится среди солдат и чекистов. Женщина, пребывая на службе сначала в Красной Армии, а затем в ЧК, проявляла не только воинский пыл в бою, но и отличалась высокой любвеобильностью, находясь в мужском коллективе. С претензиями мужа «маркитантка революции» не соглашалась, отвечая на них: «Раз мужчинам можно, то и женщинам тоже!». Этот, почти, что лозунг для постреволюционных времён, поддерживался слабым полом вплоть до середины двадцатых годов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится