Но кто же такие менады и почему их образ стал столь популярен в искусстве? И причем тут вакханалии?
Считается, что древнегреческие ритуалы (вакханалии) связанные с поклонением богу вина, Дионису (Вакх в римской мифологии), были нераздельно связаны с неистовыми танцами под звуки громкой музыки и грохот посуды, в которых непременно участвовали девушки называемые менадами и фиадами («неистовыми», от имени мифической нимфы считавшейся одной из главных героинь культа).
Участницы кружились в танцах, кричали, пили и входили в экстаз... в том числе и совершали не самые приличные, в представлении современного человека, действия.
Цель подобных действ состояла в том, чтобы достичь особого состояния души в котором все празднующие были бы освобождены от своих физических воплощений и смогли увидеть и даже испытать то что их ждет после смерти.
И без того безумный ритуал, в числе прочего, сопровождался такими «подвигами», как выкорчевывание деревьев голыми руками, борьба с быками (символами Диониса), а так же прочие действа приходившие на ум в связи с безмерным употреблением вина.
Сам же образ пьяных и безумствующих женщин являлся весьма популярным еще во времена Древней Греции.
Менады и сцены с их участие достаточно часто встречаются на древней керамике, статуях и украшениях. При раскопках в Коринфе и печально известной Помпеи были обнаружены фрагменты барельефов и фресок с изображением поклонниц Диониса.
Однако с приходом христианства старые боги, а уж тем более не самые уместные с точки зрения новой религии ритуалы были забыты вплоть до эпохи Ренессанса, когда многие художники и скульпторы черпали вдохновение именно из произведений античности.
Знаменитая «Вакханалия» Тициана, созданная между 1523 и 1525 годом стала одним из первых за тысячу лет произведений изображающих менад и культ Диониса.
Картина, показывающая веселящихся и предающимися разнообразным удовольствиям людей, абсолютно противоречила жестким религиозным устоям того времени и даже произвела своего рода революцию в изобразительном искусстве.
Поздней примеру Тициана последовали Рубенс, Пуссен и многие всемирно известные художники изобразившие свое виденье древнего увеселительного ритуала.
Образ же самих менад постепенно становился все более популярным и вызывающим, оказавшись как никогда кстати для создания многочисленных произведений искусства, спрос на которые был безусловно высок.
В заключении стоит отметить, что даже в древности не существовало четкой грани между иконографией менад и нимф. Различия прослеживаются лишь в гораздо более «развязном» поведении поклонниц бога вина.