Валентина Ходасевич появилась на свет в 1894 году в семье юриста Михаила Ходасевича. Знаменитому поэту Владиславу Ходасевичу она приходилась племянницей, однако была младше него лишь на восемь лет, что позволило ей войти в круг близких друзей дяди.
Живопись Валентина изучала в воскресных классах легендарного Строгановского училища, затем отправилась в Мюнхен и в Париж, где в это время буйствовали художники-модернисты.
А родина ее встретила всплеском авангардного искусства. Росли и множились бесконечные «измы», творческие объединения выдвигали свои революционные и нигилистские манифесты, призывая сбросить былое искусство «с корабля современности». Открывались одна за другой выставки, демонстрирующие новейшие художественные веяния, подчас шокирующие неподготовленную публику.
Валентина познакомилась с Е.В.Татлиным. Студия Татлина стала плацдармом для ее творческих экспериментов. С 1912 года Валентина многократно участвовала в выставках «Мира искусства», «Союза молодежи» и «Бубнового валета», чьи идеи оказались особенно ей близки.
В 1913 году Валентина Ходасевич вышла замуж за художника Андрея Дидерихса, который также был близок «левому», радикальному направлению в искусстве.
Вместе они уехали в Петроград. Там Валентина до 1918 года работала как портретистка . На ее счету портреты всех известных творческих личностей того времени – яркие, энергичные, созданные на стыке кубизма, фовизма, сезаннизма и русских авангардных течений. В том числе Валентина писала и Максима Горького, ставшего близким другом их с Андреем семьи – Дидерихс стал активным участником коммуны в квартире Горького. Однако призывы революционных художников, стремящихся вывести искусство из душных музеев на улицы, не могли не найти отклика в душе Валентины. Вместе с несколькими другими мастерами она занималась росписями в кафе «Питтореск», а после Октябрьской революции вместе с мужем активно принимала участие в создании праздничного оформления Петрограда.
В 1919 году Валентина нашла новое призвание – театр.
Она пришла в театр уже известной художницей, творчески сложившейся личностью, и теперь ее искусству предстояло обрести плоть на сцене. Многие художники в те годы обращались к театру – число заказов на портреты снижалось, коллекционеры теряли свои капиталы, а театральная сфера, как и вся сфера массовых мероприятий, наоборот, расширялась и развивалась. Театр был средством и поправить свое финансовое положение, и бросить себе новый творческий вызов. Далеко не все художники, пришедшие работать в театр, оставались там надолго, но для Валентины Ходасевич театр стал настоящим домом.
Все началось с «Дерева Превращений» по пьесе Гумилева, а затем Валентина прочно утвердилась в театре Народной Комедии, став там, по сути, главным художником. Народная Комедия была довольно необычным, экспериментальным театром с принципиально новым репертуаром и приглашенными цирковыми артистами – Валентине при создании эскизов костюма приходилось учитывать и запросы публики, желавшей видеть нечто яркое, радующее глаз, и непростую работу актеров, выполняющих сложнее трюки. Здесь сыграла свою роль принадлежность Валентины к числу художников русского авангарда – она великолепно владела цветом, формой и композицией, умела находить источники вдохновения в архаичном и экзотическом искусстве, перерабатывая заимствуемые мотивы в собственной манере.
Валентина создавала и декорации, отдавая предпочтение большим однотонным плоскостям – небу, морю, пустыне, дополняя их тонкими линиями корабельных снастей или условным изображением зданий – не прошло даром обучение у конструктивиста Татлина. Ходасевич никогда не пыталась создать декорации, имитирующие действительность, стремилась к легкости, даже сухости, минимализму, что позволяло сосредоточить внимание зрителя на актерской игре, а не богатом убранстве сцены.
Стиль Ходасевич был энергичен, ироничен, наполнен оптимизмом – это как нельзя лучше отвечало «обновленному» искусству послереволюционной России. Она любила коллажирование, использовала фотомонтаж, внедряла конструктивистские элементы… А работницы театральных швейных цехов души в ней не чаяли потому, что работать с ее эскизами было просто и удобно.
Валентина Ходасевич работала и над новаторскими спектаклями, и над эксцентричными опереттами, и над классическими произведениями – «Риголетто», «Отелло», «Бахчисарайский фонтан».
В 1922 году Горький пригласил ее в гости – полгода Валентина прожила под Берлином, создав графический цикл «Ночной Берлин», наполненный экспрессивными движениями танго и блеском бокалов с шампанским. После долгого путешествия по Европе она вновь остановилась у Горького – на сей раз в Сорренто. Она проиллюстрировала и несколько его книг.
Во время Великой отечественной войны Валентина Ходасевич и Андрей Дидерихс выехали в эвакуацию в Ташкент, где Андрей скончался. Его здоровье на тот момент было подорвано двумя арестами и тюремным заключением – непродолжительным благодаря вмешательству влиятельных друзей, но…
Валентина вернулась в Ленинград в 1945 году. В 1953 она переехала в Москву, где и жила до последних дней. В 1956 году Валентина прекратила свою деятельность в театре – настало время для мемуаров. Свои многочисленные знакомства она описала в книге «Портреты словами».
Валентина Ходасевич умерла в 1970 году, пережив две войны, революцию – и почти всех, кого знала и любила. Она оформила более полутора сотен спектаклей. Ее театральное влияние неоспоримо, а наследие – огромно. Одна из последних свидетельниц рождения нового искусства, она всю жизнь следовала принципам авангарда, и главный из них – служение художника народу.