Как выглядели французские монархи эпохи Возрождения, написанные художником-портретистом Франсуа Клуэ
Франсуа Клуэ – продолжатель дела своего отца и художник при дворе Валуа
Для истории искусства имя художника Франсуа Клуэ было открыто в 1541 году, когда он в соответствии с королевским указом приступил к выполнению обязанностей умершего отца – обязанностей придворного живописца. Родился же Франсуа в Туре во фламандской семье, в промежуток времени от 1505 до 1515 года. Он выучился навыкам рисования от отца Жана Клуэ и стал художником его мастерской. Вероятно, старший и младший Клуэ вместе принимали участие в создании портрета Франциска I, покровителя Жана и первого из четырех монархов, при которых довелось работать Франсуа.
В число обязанностей художника входила и работа над изготовлением посмертной маски усопшего правителя. В те времена это был важный этап подготовки похорон: специально для церемонии изготавливали посмертный манекен короля или дофина, а потому честь запечатлеть черты ушедшего из жизни доверяли только лучшим художникам.
Оба живописца, отец и сын, носили прозвище «Жане», что позже привело к путанице в определении авторства некоторых работ, обычая подписывать каждое свое произведение в то время еще не существовало. Тем не менее, следует признать, что если Жан Клуэ заложил основы портретной графики и живописи Франции, то Франсуа поднял их на очень высокий уровень. Потому что главным и самым ценным наследием Клуэ-младшего стали сотни портретов важных фигур эпохи заката династии Валуа.
Нетрудно представить себе, что с наступлением романтизма, когда Дюма и его коллеги по цеху принимались за свои произведения, именно портреты главных действующих лиц прошлых веков должны были становиться для писателей главным источником вдохновения. Сухие строки биографий и субъективные рассуждения мемуаров не так ясно раскрывали облик человека, как портреты кисти Клуэ. Искусствоведы в один голос прославляют психологизм его работ, их проницательность и достоверность – говоря проще, в лице каждого изображенного на портрете виден некий характер, как и попытки его скрыть за привычной для придворной жизни маской.
«Жизнь лица» на портретах кисти Франсуа Клуэ
Проследив, например, взросление будущего короля Карла IX по портретам, написанным Клуэ, можно увидеть, как отражалась на нраве мальчика жизнь в окружении властной матери Екатерины Медичи, амбициозных и хитрых политиков де Гиза и Монморанси, двойственность положения королевы-матери при фактически правящей государством любовнице короля Диане де Пуатье. Да и портреты всех этих персонажей сами собой подсказывают сюжет, достойный романа – как и произошло с книгой «Две Дианы».
Клуэ писал портреты в соответствии с классическими правилами – погрудно, с поворотом головы в три четверти. Со временем он стал создавать поясные портреты, отчего роль одежды на картинах возросла и стала требовать особенной тщательности в изображении. Наследие Клуэ составляли множество рисунков, которые, хоть часто и создавались как эскизы к будущим картинам, приобретали самостоятельную художественную ценность.
В годы работы Клуэ портретный рисунок стал как никогда популярен, как и само творчество художника, имевшего неограниченное количество заказов. Покровительницей Клуэ долгие годы была Екатерина Медичи, супруга, а затем вдова короля Генриха II и мать двух последующих королей – Франциска II и Карла IX. Последний женился на Изабелле Австрийской, чьи портреты тоже создал Франсуа Клуэ. И здесь ему удалось передать психологический облик модели – Изабелла, в отличие от своего французского придворного окружения, прожила довольно тихую и честную жизнь. Королевой ей пришлось быть совсем недолго – со смертью Карла она удалилась в родную Австрию, где основала монастырь.
Наследие Франсуа Клуэ
Помимо портретов, среди наследия Франсуа Клуэ встречаются и картины на мифологические сюжеты, что было весьма естественно для художника периода Возрождения. С возрастом Клуэ стал создавать все больше изображений простых людей, одним из двух подписанных им произведений стал портрет Пьера Кюта, фармацевта, удостоенный художником простого посвящения «Единственный друг». В отличие от сложной «работы лица» на портретах государственных деятелей, здесь перед зрителем предстает открытый честный облик простого француза, уставшего, но живущего цельной жизнью, в ладу с собой и своей совестью.
Поскольку работа придворного художника состояла главным образом не в увековечении своего таланта в портретах, а скорее в придании лоска и нарядности королевскому быту, Клуэ и ученикам его мастерской приходилось выполнять многочисленные заказы двора по украшению празднеств, созданию эскизов монет, отделке предметов интерьера. Последней крупной работой мастера стала подготовка свадьбы Маргариты Валуа и Генриха Наваррского, которая спровоцировала Варфоломеевскую ночь – массовое убийство гугенотов во Франции. Спустя месяц художник умер, возможно, потому, что потерял кого-то из близких друзей.
Клуэ никогда не был женат, но у него было две дочери, которые после смерти отца стали монахинями. Большую часть рисунков – более пятисот – сохранила в своей коллекции Екатерина Медичи, позже передав галерею своей внучке, Кретьенн Лотарингской. В настоящее время значительное число произведений Клуэ находится в Музее Конде в замке Шантийи.