Инцест был популярнее, чем принято представлять
Во многих культурах практиковалась та или иная форма близкородственных отношений, и самым частым её мотивом был имущественный. Бывало, конечно, что группа людей оказалась слишком изолирована, чтобы искать союзов с другими группами, но, как оказалась, табу на инцест вторую причину часто помогало преодолевать, так что первичны именно соображения, касающиеся имущества.
В правящих династиях Древнего Египта и инков практиковалась женитьба правителей на собственных сёстрах. Хотя она объяснялась тем, что никто, кроме детей предыдущего царя, не может быть достаточно равными друг другу, есть гипотеза, что это — отголосок матрилинейности, то есть наследования по женской линии, которое было характерно для многих древних народов. Такой тип наследования характерен для жизни родом с приходящими мужьями — когда вместо отцов детей воспитывают дяди по матери.
В обозримом (письменном) прошлом и у кечуа, и у египтян имущество передавалось внутри семьи, созданной мужчиной и женщиной, но сама практика женитьбы на сёстрах может уходить корнями в прошлое, никак и никем не описанное — когда земля всё ещё наследовалась дочерьми рода. В Европе отголоски этого обычая слышны в детских сказках, когда король обещает отдать половину королевства жениху своей дочери. Мужчины же из правящих династий инков и египтян могли решить передавать всё своим сыновьям — а не нарушив традицию, это можно было сделать только через брак юноши с наследницей-сестрой.
Хотя для многих других семей вопрос наследования царства не стоял, мотивы были всё те же. Во многих средневековых мусульманских странах поощрялась свадьба «с дочерью моего дяди», то есть с двоюродной сестрой, а в некоторых тюркских племенах и более близкий союз — с сестрой по отцу (но не по матери — кстати, табу на родство по матери также может восходить к обычаю матрилинейности). В случае такого союза не приходилось думать о том, что калым и приданое нанесут ущерб благосостоянию рода. Всё продолжало принадлежать одной большой семье.
Так вот, в Европе из тех же соображений были популярны браки между двоюродными и троюродными братьями и сёстрами — в общем, внутри одного рода — в раннем Средневековье, да и позже тоже. Предполагалось, что это делает род более сплочённым и позволяет не разбрасываться своим имуществом, не делить земли и так далее.
Почему запрет на браки внутри семьи повлиял не только на вопросы имущества
В самом начале шестого века на юге Франции собрались «отцы-основателя» католической церкви для того, чтобы установить ряд запретов и векторов развития для своей паствы и духовенства. В том числе было решено запретить близкородственные браки — до седьмого колена (схожий запрет существует и в православной церкви, но исследователи рассматривали только Западную и Центральную Европу).
На практике это означало, что часто миряне спокойно получали разрешение и на браки в менее строгих границах, не ближе, чем до четвёртого колена; но местами сохранялся и обычай женитьбы с более близкими родственниками — когда священство ему попустительствовало. Тем не менее, благодаря неустанной пропаганде «неблагости» браков внутри одной большой семьи и распространению влияния католической церкви, во всё большем количестве стран отказывались от инцестуозных союзов. Церковные записи о браке вплоть до 1500 года позволили исследователям проследить этот процесс.
На деле это означало не только то, что территории стали перекраиваться благодаря тому, что земли в виду приданного переходили то к одной семье, то к другой. Необходимость искать брачного партнёра вне своей обычной группы привела к большей мобильности, а значит, и самостоятельности молодых людей. Бытовые и культурные обычаи разных семей постоянно смешивались, потому что женщины стали переходить в чужие семьи и растить там детей. Для детей мир расширился, потому что они с малых лет узнавали много о родных краях своей матери — и всё, что было за пределами родной деревни, уже не казалось таким бесконечно чужим.
Но больше всего, полагают исследователи, табу на инцест повлияло на сплочённость семей. Большие семьи стали намного разнороднее, а малые (из отца, матери и детей) с самого начала составлялись из представителей двух довольно далёких друг от друга по опыту и, вероятно, мировоззрению личностей. Всё это способствовало развитию индивидуализма, вероятно, больше, чем необходимость для молодых людей уходить в поисках возможности жениться прочь из родных краёв — и там, вдали от дома, реализовываться профессионально. Хотя последнее, то есть ставший нормой наёмный труд, возможно, сильно повлиял на изменения в экономике. Этого, правда, ещё не исследовали — но такие гипотезы уже высказаны.