Колонизация Америки
Начиная с XV века территорией нынешних Соединённых Штатов Америки фактически владела Европа. Главными странами-колонизаторами были Португалия, Франция, Испанская и Британская империи. И пройдет не одно столетие, прежде чем ситуация в корне изменится, а материк получит независимость.
В XVll веке на юге Северной Америки основным видом деятельности было сельское хозяйство, требовавшее многочисленных выносливых работников. Уже тогда активно практиковалось рабовладение белыми или, как их в то время называли, законтрактованными людьми, в число которых входили в основном английские и ирландские бедняки — разоренные крестьяне и ремесленники. Однако этого было недостаточно.
В середине века европейцы только начинали осваивать территорию Африки и, используя техническое превосходство, пленить людей для дальнейшей продажи. Было создано специальное агентство для сбора будущих рабов и торговых операций с ними. Со временем организация охватила весь континент. Среди ее «партнеров» были и местные вожди, которые продавали либо своих соплеменников, либо членов соседних, «враждебных» групп.
Пойманных людей связывали по двое и вели через леса к побережью. Там их уже ждали покупатели. Для проверки состояния раба капитаны заставляли их двигать пальцами, руками, ногами и всем телом, чтобы удостовериться, что ни у кого не было переломов. Если зубов не хватало, то за раба давали меньшую цену. Каждый африканец стоил примерно 100 галлонов рома, 100 фунтов пороха или же 18−20 долларов. Женщины до 25 лет, беременные или нет, стоили полную цену, а после 25 лет теряли четверть стоимости.
Рабов по несколько человек отправляли на лодках к кораблю. На борту их делили на группы: мужчин загружали в один отсек, женщин — в другой. Детей же вовсе оставляли на палубе. Везли рабов на специальных кораблях, трюмы которых вмещали больше «живого товара». Небольшие парусники того времени перевозили за один рейс по 200, 300, даже по 500 рабов. А на корабль водоизмещением в 120 тонн грузилось не менее 600 человек. Как говорили сами работорговцы, «негр не должен занимать в трюме места больше, чем в гробу».
Первые рабы из Африки
В 1619 году на территорию современных Соединённых Штатов Америки были завезены первые темнокожие рабы. В течение следующих 50 лет именно они вытеснили белых кабальных слуг, оставивших весьма короткий след в истории. Причин тому было достаточно: африканцы обходились рабовладельцам дешевле, их можно было эксплуатировать всю жизнь, а не до момента завершения срока контракта. К тому же, никому не было дела до людей с темной кожей, тогда как на сторону коренных жителей Америки, индейцев, всегда вставали их племена, а на сторону белых слуг — другие европейцы с более высоким положением в обществе.
Ввозимые в Америку чернокожие рабы были в большинстве жителями западного побережья Африки, значительно меньшая часть принадлежала к племенам Центральной и Южной частей континента, а также Северной Африки и острова Мадагаскара. Среди них были люди племен фульбе, волоф, йоруба, ибо, ашанти, фанти, хауса, дагомейцы и банту. В сущности было неважно, к какому роду принадлежал африканец — там, в грязных, тесных бараках на факториях они все были равны, смиренно ожидая прихода невольничьих кораблей.
Суда переплывали океан за 3−4 месяца. Все это время рабы находились в ужасных условиях: они были скованы утяжеленными кандалами, в трюмах было очень тесно, царила антисанитария, справлять нужду приходилось в трюме. Воды и пищи не хватало.
«Ужас, что творится на этих кораблях, — поведал один из современников, сам переживший подобное путешествие, — зловоние, испарения, рвота, различные стадии морской болезни, лихорадки, дизентерии, горячка, нарывы, цинга. Многие погибают ужасной смертью».
Молодые девушки часто подвергались изнасилованиям со стороны капитана и команды. Большое количество драк возникало между мужчинами, когда они пытались уместиться на полу, чтобы удобнее лечь. Тогда в дело шел хлыст надсмотрщика, и все распри прекращались. Также рабам коротко подстригали ногти, чтобы они не могли разодрать друг другу кожу.
Новая жизнь
По прибытии в Америку рабов подкармливали и лечили, чтобы придать «товарный» вид, а потом выводили на рынок. Цены на рабов зависели от конъюнктуры. Например, в 1795 году привезенный африканец стоил 300 долларов, к 1849 году — 900 долларов, а накануне гражданской войны — 1500−2000 долларов.
Рабов ввозили главным образом для табачных и хлопковых плантаций южных штатов. Африканцев выгоняли на работу партиями, они трудились до 18−19 часов в сутки, подгоняемые бичом надсмотрщика. На ночь рабов запирали и спускали в округе собак, чтобы у людей не было ни соблазна, ни возможности сбежать.
Однако особо смелых было не удержать — беглых рабов становилось все больше, поэтому в 1850-м был принят закон, не просто разрешающий, но и принуждающий искать беглых рабов по всей территории континента, даже там, где рабство было уже отменено. Чтобы раб был признан беглым, достаточно было всего лишь, чтобы любой белый европеец заявил и подтвердил под присягой, что этот африканец является бежавшим от него рабом.
Средняя продолжительность жизни раба в таких условиях составляла всего лишь 7−10 лет. Немного лучше обстояли дела у тех немногих, кто был прислугой, кухарками и нянями.
Рабы не имели прав и свобод и считались собственностью владельца: таким же имуществом, как лошадь в стойле или пристройка к дому. Хозяин мог делать с ними все, что ему вздумается, ведь это никак не каралось законом, более того, даже поощрялось. Рабам запрещалось учиться писать, читать и хоть как-то проявлять свои умственные способности; им не дозволялось ходить группами более 7 человек без сопровождения белого человека. Если в Виргинии кого-то заставали после 9 часов вечера на улице, то немедленно приговаривали к четвертованию. Бежавшему и пойманному рабу отрезали уши, за невыполненную работу отрубали руки и ноги его детям. При желании рабовладелец мог убить своего раба.
Борьба за права
В течение XVlll века поднималось по меньшей мере 150 восстаний рабов. Почти каждая плантация имела свой склад оружия и содержала охранные отряды на случай опасности. Одно из самых крупных восстаний произошло в 1739 году, тогда более 200 рабов успели уничтожить несколько десятков домов, сжечь большую часть урожая и убить нескольких плантаторов.
В 1936—1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было более 80 лет. В результате было опубликовано «Собрание рассказов бывших рабов», повествующее о разнообразном опыте людей — кому-то везло больше, кому-то меньше.
«Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не давали. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там мы радовались и кричали, и нас никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую — к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской — такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: «Отбой! Отбой! Все по домам, и двери на замок!» А если кто не шел, его били», — рассказывает 91-летний Джордж Янг (Ливингстон, штат Алабама).
А вот воспоминание Найси Пью (85 лет, Мобил, штат Алабама): «Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и сливками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гогочут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»
Пройдет еще не одно десятилетие, и лишь в 1964—1968-х годах афроамериканцы официально получат права и свободы наравне с белыми людьми.