Европейцы, которые о Камасутре узнали лишь в 16-м веке, восприняли её как сексуальное пособие — она и сегодня известна прежде всего как сборник этюдов в постельных тонах. В действительности эротологии её автор уделил меньшую часть этого философского трактата, всё остальное — о том, как стать полноценной и гармонично развитой личностью, добродетельным гражданином и хорошим мужем.
Камасутру (дословно — трактат об удовольствии или желании) написал Малланага Ватсьяяна. О судьбе этого брахмана из Западной Индии практически ничего не известно, жил он не ранее 1-го в. и не позднее 4-го в. — скорее всего, в 3-м в. Сам он посвятил себя прежде всего духовному пути, поэтому не общался с женщинами, зато имел пытливый ум.
В Камасутре Ватсьяяна классифицировал и свёл в систему индийские традиции и знания предшественников (книга основана на Артхашастре Каутильи и других древних текстах); к тому же, брахман обладал литературным даром, его творение весьма поэтично, а метафоры бесподобны: к примеру, связь мужчины с несколькими женщинами сразу он называет «соитием стада коров».
Главное же в Камасутре — философия. В Европе ничего подобного не было ещё сотни лет, особенно такого либерального отношения к женщинам (которым тоже рекомендовалось изучать Камасутру) и женской сексуальной свободе. Там философы всё отдавали на откуп поэтам и писателям; к примеру, самое известное античное пособие о романтических отношениях (Наука любви) составил древнеримский поэт Овидий. Камасутра — другое дело, это учебник жизни.
Дхарма, Артха и Кама: без одного нет другого
Основа философии древних индийских шастр (писаний) — идея борьбы природы и культуры. Человек должен преодолевать животное состояние и контролировать свою страсть, направлять стремления тела в здоровое русло (именно поэтому Ватсьяяна воспринимает эротологию как часть медицины — Аюрведы). Самое главное — сохранять баланс между тремя частями жизни: Дхармой, Артхой и Камой. Дхарма («учение», «закон») — это обретение духовных достоинств, добродетели; Архта — это мирская часть жизни: мастерство, слава и богатство; а Кама — это удовольствие или желание, в том числе любовное. Нельзя пренебрегать ни одной частью жизни, если ищете счастье: «Человек, живущий сто лет, должен практиковать Дхарму, Артху и Каму». В зрелом возрасте особенно важно соблюдать Дхарму (самое простое из правил — не есть мясо), чтобы постараться достичь Мокши — духовного освобождения от бремени страстей — и тем самым «избежать следующих перерождений».
Как следует из самого названия трактата Ватсьяяны, Камасутра уделяет больше всего внимания Каме — как искать и завоевать партнёршу, как поддерживать жизнеспособный брак, как выглядеть привлекательно, как подбирать друзей и жену, как быть хорошим другом и мужем, как обустроить свой дом и, наконец, чем в этом доме заниматься. При этом Камасутра учит получать удовольствие так, чтобы не стать рабом страстей.
64 искусства, которые позволят получить лучших женщин
Камасутра предназначена для богатого горожанина из высших каст, обладателя денег и свободного времени, которые можно употребить для самосовершенствования. Ватсьяяна описывает обычные занятия такого человека так: во-первых, это гигиена — «следует купаться и умащать тело мазью каждый день, использовать мыло каждые три дня, брить голову, в том числе и лицо, каждые четыре дня, а остальные части тела — каждые 5−10 дней. (…) Запах пота из-под мышек следует регулярно смывать». Во-вторых, это социально одобряемые развлечения: «После завтрака нужно обучать попугаев и других птиц разговаривать, а потом петухов, фазанов и баранов — драться. Немного времени посвящается театральной игре (…), затем следует перерыв на послеобеденный сон. После этого владелец дома облачается в одежды и надевает украшения, во время обеда он общается со своими друзьями. Вечер посвящается пению. Затем владелец дома вместе с другом ждут в предварительно украшенной комнате женщину, или посылают за ней служанку, или сами идут за ней. После её приезда они приглашают её в дом и развлекают добрым и приятным разговором. Таким образом и стоит закончить день».
Ватсьяяна учит предаваться множеству удовольствий. Он составил учебную программу из 64 навыков и искусств, которыми обязательно должен овладеть всякий, кто хочет постичь Каму и получить лучших женщин. Освоить их едва ли получится и за полжизни, да и многие искусства сегодня совсем не актуальны (к примеру, умение украшать божества рисом и цветами или магия), но некоторые даже в 21-м веке сделают любого завидным женихом:
- пение и игра на музыкальных инструментах
- танцы
- письмо и рисование
- искусство нанесения татуировок
- разведение цветов
- оформление постели
- изготовление ожерелий, гирлянд и венков
- актёрская игра
- изготовление украшений для ушей
- приготовление благовоний
- наполнение водой акведуков
- ловкость
- кулинарное искусство
- приготовление лимонадов и кислых напитков
- портняжное дело и шитьё
- упражнения с мечом, бревном, дубиной, луком и стрелами
- построение рассуждений, умозаключений и выводов
- плотницкое дело
- архитектура
- скульптура
- химия
- уход за растениями
- ораторское искусство
- знание иностранных языков
- поэзия
- искусство вести спор
- знание этикета
- знание военного искусства
- умение определять характер человека по его поведению
- арифметика
И это ещё даже не половина списка. Каждое из 64 искусств, которые указал Ватсьяяна, приносит удовольствие и делает мужчину хорошим любовником (в широком смысле). А знакомство с женщинами и собственно сексуальные практики — для такого человека уже дело техники: брахман подробно описывает не только способы выбирать и завоёвывать девушек, но даже искусство флирта, объятий и поцелуев.