Как глухонемой мальчик получил шанс на успех и славу и воспользовался им
В 1794 году в семье Гампельнов, немцев, перебравшихся в Россию из Польши, родился мальчик. Карл оказался глухим, как следствие – глухонемым, и, поскольку в Российской империи того времени возможностей обучения детей с такой патологией не было, родители отправили сына в Европу, в Вену. Там, в учебном заведении для глухонемых, где применялась набиравшая популярность методика аббата де л’Эпе, основанная на обучении жестовому языку, и воспитывался Карл Гампельн, первый российский студент.
С детства увлеченный рисованием – что понятно, разумеется, поскольку живопись и графика были одним из очень немногих способов для Гампельна познавать мир и выражать свое видение этого мира, Карл смог попасть в число воспитанников венского училища Общества соединенных искусств при Австрийской Императорской Академии художеств. Там он обучался с 1810 по 1816 год. Гампельн проявил себя как талантливый рисовальщик, он пользовался протекцией директора училища, осваивал всякие направления изобразительного искусства и ремесла, в том числе гравирование.
В 1812 году семейство Гампельнов, которые перебрались в Европу вместе с Карлом, постигла целая череда несчастий – сгорел их дом и вскоре скончался отец семейства. Мальчику пришлось начать работать, он стал заниматься преподаванием. А спустя два года, когда в связи с проведением Венского конгресса этот город посетил российский император с семьей, Гампельну улыбнулась удача. Во время визита великих княжон в Академию художеств им был представлен и глухонемой, но талантливый юноша из России, он подарил гостьям несколько своих работ и вольно или невольно заручился поддержкой высочайшего уровня. Состоялась ли личная встреча его с государем, доподлинно неизвестно, одно остается бесспорным – Александр I оплатил дальнейшее обучение Гампельна, выделив для этого полторы тысячи гульденов.
Учеба была успешной, Карл получил золотую медаль за успехи в гравировальном и прочих изящных искусствах, и, завершив обучение в Вене, отправился в Петербург.
Жизнь и карьера – в Петербурге и в Москве
Не обошлось и без ценных рекомендаций: сама императрица Мария Федоровна хлопотала о будущем художника. Гампельну она обеспечила покровительство Алексея Николаевича Оленина, на тот момент видного государственного деятеля, а помимо этого – историка, художника и архитектора.
Оленин с готовностью отозвался: он принял под свой кров и Карла, и его брата Егора. По ходатайству своих покровителей Гампельн получил работу в созданном опять-таки императрицей Марией Федоровной заведении для глухонемых – там он обучал рисованию и гравированию. Живя в доме Оленина, Гампельн изучал коллекции картин и графики, пользовался доступом к обширной библиотеке, знакомился с коллекциями археологических находок. Кроме того, Карл получил возможность общаться с интереснейшими людьми своего времени: в числе его знакомых были литераторы, художники, артисты, офицеры и дворяне. Эти встречи сыграли важную роль в его профессии – именно среди тех, кто посещал дом на Фонтанке, были заказчики портретов.
Есть вероятность, что во время визита Пушкина в дом Оленина в 1818 – 1819 годах, когда молодой поэт окончил Лицей, состоялось его знакомство с Карлом Гампельном, но точных сведений об этом нет. Зато известно, что в 1827 году, когда поэт, влюбленный в дочь Оленина Анну, делал визиты в дом своего предмета обожания, Гампельна там уже не было: незадолго до этого ему пришлось уехать в Москву, фактически в изгнание, поскольку художник навлек на себя немилость нового императора после декабрьского восстания 1825 года.
Череда портретов, что создавал Гампельн для окружения своего попечителя, сыграла плохую шутку с художником: многие из тех, кто позировал ему, оказались под обвинением в подготовке бунта, в первую очередь, братья Коновницыны. Многочисленные знакомства, сделанные Гампельном за время жизни в Петербурге в доме Оленина, кидали тень на его имя и репутацию в глазах нового императора. И если до прямого обвинения дело не дошло, то уехать художнику все же пришлось – настолько явно ему дали понять, что в столице он – фигура нежелательная. Кстати, вскоре после восстания декабристов завершилась и карьера Оленина как государственного деятеля: императору Николаю I он пришелся не ко двору.
Дальнейшие годы жизни, по-видимому, вплоть до самой смерти, Гампельн проведет в Москве. Впрочем, там он некоторое время был знаменитостью – его личность и творчество становились темой для журнальных заметок. Работу искать не пришлось, Гампельн продолжал рисовать на заказ.
В 1831 году художник получил чин коллежского регистратора и продолжал свое продвижение вверх по Табели о рангах. В 1834 Гампельн женился на Наталье Марковне Ронцевич, в браке родился сын Карл. Известно, что художник подавал запрос в московское Дворянское собрание о включении его фамилии в дворянскую родословную книгу, но по каким-то причинам получил отказ. Считается, что художник умер в восьмидесятых годах позапрошлого века – точных данных о его смерти не сохранилось, однако, возможно, он скончался раньше. Последние сведения о работах художника относятся к шестидесятым годам XIX столетия.
Наследие Гампельна
Карл Гампельн оставил значительное количество произведений: в его творчестве преобладали портреты – как графические, так и живописные. Кроме того, он писал сцены из жизни дворян, военных, торговцев и крестьян, изображал значительные события из истории и жизни общества.
Ему принадлежит знаменитая гравюра «Гулянье в Екатерингофе», которая выполнена на длинной бумажной ленте – длина ее составляет десять метров, а высота – всего чуть больше девяти сантиметров. Такое гулянье проходило ежегодно 1 мая – от Калинкина моста в Петербурге ко дворцу в Екатерингофе.
Заказчиками портретов Гампельну были и Романовы: художник нарисовал портрет девятилетнего наследника престола, великого князя Александра Николаевича, в будущем – императора Александра II.
Среди работ художника – картины маслом, акварели, литографии, гравюры, миниатюры. Свои творения Гампельн подписывал с непременным использованием французского sourd-muet или, в редких случаях, русского перевода этих слов – «глухонемой». По отзывам современников Гампельна, своей особенностью он едва ли не гордился – ведь она позволяла почувствовать себя уникальном среди коллег по ремеслу.
Сейчас работы художника можно увидеть в Эрмитаже, в Русском музее, в Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина и не только.