Просвещённые идеалы, сформировавшие поколение правителей, были в значительной степени увековечены сатирическим французским глубоким мыслителем Вольтером. Упорядочивая философские трактаты в произведения искусства: пьесы, поэзию и прочее, он в одиночку выступал за терпимый расцвет искусств и рациональный прогрессивный либерализм в своих просвещённых политических основах. О том, какой же на самом деле была Эпоха Просвещения и на чём она строилась – далее в статье.
1. Король Пруссии Фридрих II Великий
Король Пруссии Фридрих II Великий был просвещённым деспотом и близким другом Вольтера. В молодости немецкий король преуспел в области философии, в конце концов включив философский идеализм в своё правление. Фридрих окружил себя при дворе музыкантами, писателями, художниками и мыслителями, в том числе сыном немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Несмотря на то, что начало его правления было довольно бурным и жестоким против Австрии и Польши, прусское государство расширилось и утвердилось в качестве мировой державы под его руководством за счёт пожизненного соперничества с его современницей императрицей Марией Терезией.
При Фридрихе прусско-немецкое искусство процветало. Его народ пользовался самым высоким уровнем правовой свободы в Европе. Преобладала религиозная и социальная терпимость, хотя Фридрих по-прежнему славился выражением антисемитских настроений и преследовал католиков, захватывая для себя клерикальные земли. Он также ввёл обязательное образование для мальчиков и девочек в возрасте от трёх до четырнадцати лет за государственный счёт. Открытая терпимость Фридриха поощряла иммиграцию, которая питала расширяющееся прусское государство и позволяла населению оправиться от войны.
2. Российская императрица Екатерина II Великая
Российская императрица Екатерина II Великая также была близким другом Вольтера по переписке. Рождённая немецкой принцессой, просвещённая императрица, отличавшаяся особым нравом, по собственному праву претендовала на российский трон путём государственного переворота: захвата власти у своего мужа и троюродного брата некомпетентного царя Петра III.
Россия процветала при императрице. Екатерина олицетворяла Эпоху Просвещения: высокообразованная, начитанная и хорошо разбирающаяся в истории своего народа. Она пыталась править в том же стиле, что и великий «западник» России, дед её покойного мужа, царя/императора Петра Великого.
Екатерина провела правовую реформу, смягчила закон о цензуре и расширила территорию России с помощью военных действий. Хотя она часто романтизировала идею эмансипации, Россия придерживалась своей фашистской социальной структуры феодального крепостничества при Екатерине и оставалась таковой до 1860-х годов.
Она также создала делегацию, состоящую из чиновников из каждой провинции и социального класса в России (за исключением крепостных), чтобы действительно править по совету своего народа. Вопреки просвещённым идеалам, Екатерина в значительной степени поддерживала свой дворянский класс: крепостное право поддерживалось из страха, что его отмена нанесёт ущерб аграрной экономике России.
3. Императрица Мария Терезия
Императрица Мария Терезия была императрицей Священной Римской империи Габсбургов и служила королевой Австрии, Венгрии и Хорватии (среди многих других) в дополнение к рождению шестнадцати детей в течение своей жизни. Хотя императрица правила как соправитель вместе со своим мужем и старшим сыном, она сохраняла за собой абсолютный контроль над своим государством.
Мария с детства интересовалась искусством, а не политикой. В начале её правления её современник Фридрих Великий из Пруссии вторгся в её королевство. Это амбициозное нападение вызвало пожизненное соперничество и вражду между двумя немецкими государями. Фридрих был протестантом, а Мария Терезия – католичкой, и это событие побудило её служить своему просвещённому деспотизму в защиту своей церкви и своей семейной династии - консервативно. При Марии Терезии Вена стала культурной столицей северной Европы и олицетворяла эпоху Просвещения.
Она сократила власть церкви в своих владениях, отделив её от системы образования. Ко всему прочему, Мария уменьшила власть землевладельцев, считая, что именно таким образом она благоволит крепостным. Мария Терезия была страстно нетерпима к другим вероисповеданиям и прежде всего стремилась укрепить свою католическую церковь перед лицом угрозы со стороны Пруссии.
4. Султан Селим III (Османская империя)
Османская империя в эпоху Просвещения была достаточно обширной, чтобы граничить с Российской империей на северо-востоке и Габсбургами на северо-западе. Мусульманская империя имела европейский плацдарм в Греции и на Балканах, который она удерживала до 1913 года. Империю возглавлял просвещённый деспот Селим III в эпоху Просвещения. Селим был страстным музыкантом и поэтом и глубоко ценил литературу и искусство.
Султан регулярно вступал и выходил из войны со своими европейскими коллегами в эпоху Просвещения: в частности, с Россией и Священной Римской империей. Обострившееся состояние войны (которое существовало на периферийных границах Турецкой империи более или менее до прихода к власти Наполеона) побудило Селима III провести ряд реформ.
Просвещённый деспот ввёл просвещённые принципы в военную реформу (основанную на западноевропейской военной тактике), а также импорт западных письменных работ, переведённых на турецкий язык, и более широкую систему обязательного образования. Османская империя имеет долгую историю религиозной терпимости, поскольку империя была настолько экспансивной в период своего расцвета.
5. Король Испании Карл III
Король Испании Карл III был просвещённым деспотом и сторонником регализма: доктрины о светской власти монарха, подавляющей церковную власть. Центральным принципом эпохи Просвещения был акцент на гуманизме. Если испанская корона во главе с Карлом III уменьшила власть церкви, то это было сделано для народа Испании.
Просвещённые реформы Карла III приняли ту же рациональную гуманистическую политику, что и его просвещённые современники-деспоты. Испанские реформы включали экономические и социальные реформы, в ходе которых авторитет церкви был снижен в сфере общественной жизни. Испанское государство сделало ещё один шаг вперёд в своей просвещённой политике, полностью подавив монастыри, конфисковав их земли и даже изгнав иезуитов из Испании.
Несмотря на то, что просвещённому деспоту удалось сместить свою политическую деятельность в сторону более гуманистических взглядов, его жестокое обращение с духовенством нанесло огромный удар по его благородному классу, тем не менее, Карл широко рассматривается учёными как спаситель тонущей испанской короны.
6. Император Священной Римской империи Иосиф II
Император Священной Римской империи Иосиф II, также часто называемый кайзером, немецкое произношение древнеримского самодержавного титула «Цезарь» – был старшим сыном и наследником Марии Терезии. Его часто рассматривают как квинтэссенцию просвещённого деспота.
Большая часть просвещённых реформ, провозглашённых его матерью, была инициирована Иосифом. Хотя его раннее правление затмила его мать, Иосиф, не колеблясь, продолжил просвещённую реформу, когда сам унаследовал трон. В 1781 году он издал как Патент на крепостное право, так и Эдикт о веротерпимости: феодальное право на обязательное рабство было пересмотрено, и больше прав на равенство было предоставлено религиозным меньшинствам в пределах границ империи.
Кайзер боролся за отмену власти как духовенства, так и аристократии. Просвещённый деспот ко всему прочему был огромным покровителем искусств. В символике своих радикальных либеральных реформ император лихо заметил: «всё для народа, ничего для народа» – фраза, процитированная в Геттисбергской речи Авраама Линкольна в 1863 году.
7. Альтруизм просвещенных деспотов
Политическая философия эпохи Просвещения была философией романтического альтруизма. Абсолютистские просвещённые деспоты стремились благожелательно править для улучшения своего народа. С твёрдым самодержавным захватом политической власти, под видом правительственной реформы, которая укрепила правительство, в свою очередь, укрепила суверена.
Гуманизм, подчёркнутый в Эпоху Просвещения, иллюстрировал монархов как людей, ответственных за других людей в их владениях, а не божественно назначенных лидеров. Джон Локк был первым, кто (радикально) предположил: если наши человеческие правители не могут адекватно защитить наши права человека, мы, люди, имеем власть изменить этого правителя.
Эпоха Просвещения уютно устроилась в нашем историческом повествовании накануне Эпохи Революции: в 1776 году восстали Соединённые Штаты, а в 1789 году восстала Франция.
Вот и получается, что просвещённая политика проводится для народа, но никогда не народом. И как выразился Аристотель: «Тот, кто не может жить в обществе, должен быть либо зверем, либо богом»…