Хлысты, морельщики и сожигатели – «религиозные» собрания, подвергавшие себя самоистязанию
Начало русскому сектантству было положено ещё в XIV веке, когда стали возникать еретические течения, призывающие отвергнуть каноническую церковь. Одним из первых, кто обратился с призывом не посещать православные храмы, был основатель братии лесных аскетов, монах-отшельник Капитон. Со временем число его адептов среди крестьян возросло, а созданная им секта раздробилась на несколько ветвей.
На рубеже XVII-XVIII веков возникла хлыстовщина (христовщина) – вера в возможность прямого общения со Святым Духом, вселяющимся в избранных, именующих себя «христами». Первым объявил себя земным воплощением Бога Саваофа бежавший от военной службы Данила Филиппович (Филиппов). Отрицание иконопочитания и священных книг, поклонение Святому Духу, сходящему на молящихся во время коллективных радений – вот основные постулаты верования хлыстов.
По одной из версий название «хлысты» появилось от особенностей проведения религиозного обряда. Чтобы угодить Богу, почтив перенесённые им за людей страдания, сектанты до крови били себя по телу хлыстами, бичами, жгутами.
Хлыстовщину можно смело назвать уникальным явлением: зародившись в крестьянской среде, это течение смогло проникнуть в самое высшее общество.
Среди последователей Капитона выделялся также Василий Власатый – проповедник полного самоистребления, провоцирующий своими речами людей на совершение массовых самоубийств. Он пропагандировал «крещение огнём» – добровольный уход из жизни путём самосожжения. Сожигателей, желающих очиститься от грехов таким способом, оказалось немало, как и морельщиков, постившихся до самоуморения и строивших для этого специальные помещения.
Сектанты-безбрачники и их «метод» спасения от православия
Антицерковные течения, протестующие против православия, также внесли свою страшную лепту в копилку смертей, причинённых фанатиками. Сектанты-безбрачники, объявившие церковь лживой и падшей, были напуганы тем, что после проведения переписи населения их дети могут быть насильно крещены по православным канонам. Чтобы не отдать своих чад «на погибель», они сочли за лучшее сойти в могилу вместе со своими отпрысками.
Известен случай массового самопогребения близ Тирасполя, в тайном скиту, возглавляемом некоей Виталией. Под её руководством в погребах было вырыто несколько ям, в которых были зарыты и мученически погибли более двадцати человек – от годовалых детей до стариков.
«Царская печать» и другие изуверства скопцов
Во времена правления Екатерины II в России появилось такое ответвление секты хлыстов, как скопчество – без преувеличения самое изуверское еретическое течение. Его возглавил бывший каторжник Кондратий Селиванов. Основополагающая идея данного учения – возможность спасения души исключительно борьбой с плотским началом, и путь этот – оскопление. Для мужчин посвящение в секту состояло в частичном или полном лишении половых органов. «Наложение печатей» осуществлялось раскалённым железом, что символизировало очищение огнём.
Позже по распоряжению Селиванова (якобы из снисхождения к человеческой слабости) процедуру стали проводить с помощью различных режущих инструментов. После удаления детородного органа на тело посвящённого наносили так называемую «царскую печать».
Для женщин прохождение обряда заключалось в наложении одной или двух «печатей», что означало удаление молочных желёз и половых органов. Фанатики-изуверы использовали для этого раскалённый металл или кислоту.
Принимая во внимание особую жестокость обрядов и рост числа искалеченных и погибших, императрица издала указ, в котором скопцы были объявлены изуверами, а насильственная кастрация наказывалась каторжными работами на срок 10-15 лет. За полтора столетия борьбы с вредоносным верованием в Сибирь были этапированы десятки тысяч преступников, однако полностью искоренить это явление оказалось невозможно.
Чем скопцы оскорбили императора Александра I, и как за это поплатились их «наставники»
Начало XIX века ознаменовалось небывалым расширением сферы влияния скопцов. Один из адептов этого течения статский советник Алексей Еленский, имеющий высокий чин камергера при дворе Александра I, дерзнул обратиться к самодержцу с прожектом переустройства государства. В документе указывалось, что путь, по которому должна следовать страна, – это распространение верования по всей территории державы.
Мало того, кормчим скопческого «корабля» должен стать монарх, также подвергшийся оскоплению и управляющий державой исходя из повелений гласа небесного. Неудивительно, что такое предложение, особенно требования к главе государства, вызвало гнев императора. Попытка переустройства России провалилась, камергер был сослан в Суздальский монастырь.
Репрессивные меры по отношению к Еленскому не остановили Селиванова и его верных слуг. Положение спас генерал-губернатор Петербурга Михаил Милорадович. После того как его племянники приняли посвящение оскоплением, он попросил аудиенции у Александра I и добился санкции на арест руководителя секты. Кондратий Селиванов повторил судьбу Алексея Еленского: он был отправлен в монастырь, где и закончил своё земное существование.
Российские учёные-сектоведы отмечают, что сегодня различные так называемые братские общины «оккупировали» практически всю территорию страны. Среди них немало организаций, ведущих агрессивную деятельность, опасную для здоровья людей. Поэтому вопрос борьбы с вредоносными сектами остаётся актуальным.