«Христос, несущий крест»: знаковый образ ваятеля эпохи Испанского Ренессанса Эль Греко
0
1
1,334
просмотров
За свою долгую карьеру Доменикос Теотокопулос, более известный как Эль Греко, создал множество картин с изображением Христа, но именно «Несение креста» или «Христос, несущий крест» стало одним из самых знаковых и воистину революционных образов Спасителя созданных художником.
Наиболее известные картины серии.

Удивительно, но это изображение Христа, кажущееся столь живым и даже современным было нарисовано почти 500 лет назад.

Но какая же история предшествовала созданию этого знакового произведения искусства?

«Христос, несущий крест». Эль Греко, 1570е.

Известно о существовании, по крайней мере, семи версий данной картины (не включая те, в которых Христос держит крест вертикально). Но в данной статье пойдет речь именно о самом первом и исключительно революционном шедевре, созданном Эль Греко в конце 1570х годов во время пребывания художника в Испании.

Тема, которая изолирует Христа от сюжетных сцен на пути к Голгофе, была разработана в основном Северо-итальянскими художниками начала 1500х годов, такими как Джованни Беллини, Себастьяно Дель Пьомбо и Андреа Соларио.

«Христос, несущий крест». Себастьяно дель Пьомбо.

Эль Греко, вероятно, видел «Христа, несущего крест» Себастьяно дель Пьомбо, нарисованного в середине 1530х для Фернандо да Силва, который взял его с собой в Испанию, где он вошел в королевскую коллекцию. Картина долгое время висела в монастыре Эль-Эскориаль и была хорошо известна многим европейским художникам.

В своей трактовке Эль Греко отходит от страдающего прообраза Христа, согнутого под тяжестью креста, и создает ему новый образ, в котором Спаситель восхищенно взирает на Бога и обнимает крест как инструмент своего спасения.

Сама же поза и взгляд вверх напоминают некоторые картины воскресшего Христа Северо-итальянских мастеров (таких как Амброджо Бергоньоне и Андреа Превитали).

В конце 1570х и начале 1580х годов Эль Греко уже рисовал ряд святых в подобной манере, например святого Себастьяна (около 1577-1578 года), Марию Магдалину (начало 1580х), и святого Петра (1580е годы).

Идея Эль Греко о Христе, гордо несущем крест была абсолютно революционным отходом от иконографии характерной для Испании тех времен, где акцент всегда делался на страданиях.

Возможно произведение созданное Эль Греко так бы никогда и не было принято духовенством, если бы виденье художника не поддержала сама Тереза Авильская (испанская монахиня, причисленная к лику святых) имевшая влиятельных последователей.

Сам образ был охарактеризован как находящийся в мистическом общении с Богом и прибывающий в состоянии божественной благодати за пределами мирского ощущения.

Даже терновый венец и тяжелый крест не производят ни какого гнетущего впечатления на Спасителя.

В свое время «Несение креста» стало символом вдохновения для надежды и веры, и остается таковым поныне.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится