«Кружевница» Василия Андреевича Тропинина
Интересна история написания первой картины: Василий Тропинин до 47 лет был придворным художником графа Маркова, который ни в коей мере не желал расставаться со своим личным мастером. Существовала молва о том, что однажды в Английском клубе господин Дмитриев, выиграв у графа Ираклия Маркова в карты крупную сумму, публично предложил ему обменять долг на вольную для Тропинина. И вот, в качестве пасхального подарка, Тропинин наконец получает вольную. Сразу после этого он уехал в Петербург и обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. Осенью того же 1823 года он получает звание академика за представленные работы, в числе которых и получившая самые восхищенные комментарии «Кружевница».
Василию Андреевичу удалось изобразить прекрасную русскую крестьянку за ее любимым кружевным делом. Что выдает ее любовь к этому занятию? Во-первых, хоть героиня картины и бросила взгляд на стороннего наблюдателя, она не упускает из рук коклюшки и, кажется, будто в следующую же секунду она вновь продолжит свое дело. При этом, наблюдатель не помешал ей, ведь она одарила его нежной и милой улыбкой и ясным взглядом. Во-вторых, ее поза и склоненная голова указывают на усердие и трудолюбие в кружевном деле. Кроме того, девушка полностью приготовила свое рабочее место: есть и коклюшки, и нити, и специальный стол для кружевоплетения, и ножницы.
Палитра цветов выбрана не яркая. Это зеленоватые, бежевые пастельные оттенки. Девушка одета в скромное платье серо-голубого цвета с рукавами-фонариками, оголяющие руки по локоть. На ее шее красуется аккуратный белый кисейный платок. Волосы собраны в скромный пучок, так, чтобы лишние пряди волос убраны за уши, чтобы не мешали кропотливой работе. Ее пальцы нежные, тонкие, созданные именно для такой творческой деятельности, перебирают кружевные приспособления.
«Кружевница» Яна Вермеера
Что знаменательно -«Кружевница» - самая маленькая по размерам работа голландского художника (24.5 см x 21 см).
Ян Вермеер - любитель бытовых сцен, в центре которых женщина, занятая любимым делом (будь то написание письма, игра на инструменте, взвешивание весов или кружевоплетение). Героиня Яна Вермеера может быть и дворянкой, и обычно помощницей по дому. В независимости от своего статуса они сияют мастерски созданным светом и они одинаково прекрасны.
Действительно, Ян Вермеер - истинный волшебник света и тени, вот и на картине «Кружевница» гениально расположены светотеневые акценты: лицо девушки намеренно подсвечено, чтобы продемонстрировать ее усердие и трудолюбие (это роднит ее с героиней Тропинина). Также подсвечены ее тонкие, нежные руки, перебирающие коклюшки. Лицо девушки опущено и целиком проникнуто кружевным процессом. Прическа героини Вермеера более изысканна, нежели у Тропинина: это пучок с косичкой и накрученными прядями по бокам. При этом собранные волосы не мешают ее работе. Героиня одета в роскошный знаменитый вермееровский желтый жакет с белым воротником (очень часто встречающийся в одеянии героинь других картин Вермеера). Есть предположение, что это предмет гардероба супруги Вермеера - Катарины Болнес, которую художник использовал на своих полотнах. На столике есть синее полотно - тоже очень часто встречающийся мотив на картинах Вермеера. Дело в том, что Ян Вермеер был одним из первых голландцев, столь активно использующим синий (самый дорогой в то время ультрамарин) пигмент в своих работах. Таким образом, любимая палитра Вермеера - желтый и синий.
Ян Вермеер славится своей любовью и к техническим новшествам: при создании «Кружевницы» художник использовал камеру-обскуру. Об этом говорит множество оптических эффектов, например: размытый передний план.
Какие сходства на одноименных картинах художников?
1. Обе героини одинаково усердны в своем занятии кружевным плетением (об этом говорят, прежде всего, их руки).
2. Инструменты кружевоплетения едины на обеих картинах (коклюшки, специальный стол, нити). Стол для рукоделия, над которым склонились обе героини, представлял собой сложную конструкцию: треугольная столешница крепилась на ножках с отверстиями, благодаря которым ее можно было поднимать или опускать для комфортного использования.
3. Обе героини имеют нежные и тонкие пальцы, занятые любимым делом.
4. Оба художника написали эти работы в период, отмеченный популярностью женских бытовых сцен. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»). Для картин Вермеера также характерны умиротворённые бытовые сцены, чаще всего он изображал женщин за работой и на досуге.
5. Символика. Мотив рукоделия в живописи олицетворяет добродетель, скромность, трудолюбие.
Что отличает кружевницу Тропинина и Вермеера?
1. Первое - это взгляд. Героина Тропинина имеет ясный устремленный прямо на зрителя взгляд, несколько магический и притягательный. А героиня Вермеера посвятила свой взор исключительно своему кружевному занятию.
2. Статус героинь. У Тропинина - это крестьянка. И художник этим гордиться: он демонстрирует свою идею, что и крестьянская девушка может быть роскошна, прекрасна, ловить восхищенные взгляды. У Вермеера - вполне вероятно, дворянка. Чаще всего голландский живописец любил изображать женщин среднего класса и их служанок за работой.
3. Одеяние исходит из статуса девушек: у Тропинина героиня более скромно одета, также проста и ее прическа. У Вермеера героиня одета изящно и прелестно. Прическа более интересна и замысловата.
4. Значимая разница в размерах: у Тропинина размер картины - 74,7 × 59,3 см, у Вермеера - 24,5 × 21 см.
5. Палитра цветов Вермеера более контрастная (желтый-синий-красный). У Тропинина использованы более пастельные оттенки, переходы между ними более плавные.