Но кто же глава Православной Церкви?
Возможно, это может удивить некоторых, но Патриарх Кирилл является лишь пятым по старшинству среди глав 14 общепризнанных автокефальных церквей.
Порядок старшинства возник сразу же после Великой схизмы (окончательного раскола христианства на Католицизм и Православие в 1054 году).
Прежде признаваемое на Востоке главенство Римской кафедры перешло к Патриархам Константинопольским.
На протяжении II тысячелетия сформировался ряд новых автокефальных Православных Церквей, общее количество которых к данному моменту достегает 14 общепризнанных.
Несмотря на то, что главой Церкви считается Сам Бог, есть вполне реальное лицо стоящее в самом верху иерархии.
Вселенский Константинопольский Патриарх является первым среди равных (Πρῶτος μεταξὺ ἴσων), или первым по чести среди всех православных епископов.
На данный момент титул принадлежит двести семидесятому Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху Варфоломею I.
Он всегда возглавляет лично или через делегатов любой совет православных предстоятелей и архиереев, в котором принимает участие.
Помимо этого, он обладает прямой юрисдикцией над любым патриархом и любой из поместных (автокефальных) церквей. А так же имеет право созыва чрезвычайных синодов, состоящих из глав (либо делегатов) Церквей.
Из-за своей уникальной роли, Вселенского Патриарха часто называют духовным лидером всей Православной Церкви. Это не является официальным титулом патриарха и не используется в научных источниках о патриархе, хотя по факту действительно так.
Вселенские патриархи древности помогали в распространении христианства и разрешении различных доктринальных споров. В Средние века они играли важную роль в делах Восточной Православной Церкви, политике православного мира, и распространении христианства среди славян.
В настоящее время, в дополнение к распространению христианской веры и православного учения, Вселенский Патриарх участвуют межрелигиозном диалоге, благотворительной деятельности и защите Православной христианской традиции.
Многие источники указывают на то, что Православная Церковь является полностью децентрализованной и не имеющей никакой единой системы управления, но по факту это не совсем так.
В заключении следует отметить, что титул первого среди равных является скорей особой честью, чем дающим реальную власть.
Не смотря на то, Вселенский Патриарх практически не имеет реальной власти над остальными Церквями (кроме самой Константинопольской) это не умаляет его главенствующего положения.
Что зачастую вызывает скрытое недовольство среди лиц стоящих во главе автокефалий.