Кто такие кобзари и за что их невзлюбила советская власть
0
819
просмотров
Бродячие бандуристы встречались на дорогах украинских городов и весей со Средневековья. В своих песнях они рассказывали о народном прошлом, тем самым зарабатывая себе на хлеб. В какой-то мере кобзари представляли собой независимых журналистов и стояли вне закона, пользуясь в придачу тайным лебийским языком. С приходом советской власти ситуация обострилась: не работающие и не имеющие прописки бродяги не вызывали доверия у контролирующих органов. А значит – подлежали ликвидации.

Становление кобзарства и странствующие братства

Становление кобзарства и странствующие братства Кобзари несли в массы не только музыку, но и новости

Наивысшего расцвета украинское кобзарство достигло в казацкий период, когда в ходе перманентных войн востребованным стало национальное самосознание. Кобзари проводили в массы христианские идеи, хранили в песнях народную мудрость и передавали соль жизни. Кобзарский репертуар определял их образ жизни: странствующие музыканты переносили от места к месту полученную на своем пути информацию. Часть их музыкальных произведений посвящались темам добра, веры, счастья, свободы и призывали бороться с бытовым злом. Кобзари руководствовались собственной философией и уникальным видением мира. Их образы были представлены отважными певцами-воинами или мудрыми старцами, хранившими память поколений. Слепых музыкантов иногда сопровождали юные поводыри, нанимавшиеся на работу за определенную плату. Профессиональные исполнители отличались от выпрашивающих милостыню нищих: все они имели свой дом и семьи.

Кобзарство подчинялось структурно-территориальной организации. Музыканты объединялись в отдельные братства, внутри которых творческое мастерство передавалось из поколения в поколение. Братствами управляли выборные лица общин, в каждой из которых имелись свои сотники, десятники, судьи и казначеи по аналогии с запорожским войском.

В братствах царила строгая иерархия: новичков обязывали получить опыт от ученика до мастера. Выступления позволялись лишь с завершением полного учебного курса. На обучение чаще всего поступали слепые юноши-крестьяне 14-16 лет. Курс был платным, и деньги вносили родственники. Если такая возможность отсутствовала, ученик сам зарабатывал деньги и расплачивался с учителем. В первый год обучения преподавались молитвы и «просьбы», начиная со второго — различные виды песен и игра на кобзе. В финале 3-летнего обучения будущим кобзарям предлагался экзамен и ритуал посвящения. До достижения уровня мастера с правом набора учеников проходило не менее десятка лет.

Язык конспирации и боевые навыки

Язык конспирации и боевые навыки Странствующих певцов часто сопровождали дети-повадыри.

В ходе обучения братству преподавался тайный кобзарский язык - лебийский. Причем его существование держалось в тайне до середины 19 века. При встрече лирники приветствовали друг друга на арго. Молитв на кобзарском языке, как и песен, не было. Он использовался для внутреннего конспиративного общения. После публикации первых словарей украинского арго этнографы проследили большую близость тайного языка с наречиями бродячей братии из Белоруссии. Лебийская речь просуществовала до 30-х годов. Кроме тайного набора слов в кобзарской среде имелись и условные музыкальные звуки-сигналы, понятные лишь посвященным.

Владели народные певцы оружием и боевыми навыками, в частности, ножом и кулачным боем. Умело управлялись некоторые кобзари и с дорожным посохом – костуром. Это умение в случае с незрячими базировалось на раскрытии у неполноценного человека уникальных возможностей. В ночных стычках этим компенсировалась потеря зрения, и кобзари получали над зрячими значительное преимущество.

Расстрел съезда и закат кобзарства

Расстрел съезда и закат кобзарства Предположительно расстрелянные кобзари.

С приходом советской власти у кобзарей начались неприятности. Причин не любить бродячих музыкантов было несколько. Во-первых, они нигде не работали, не имели прописки, а значит оставались неподконтрольными. Кроме того, какое-то время использование украинского языка пресекалось, так как национальная культура с трудом поддавалась цензуре. Кобзари оставались нерешаемой проблемой власти, пользуясь большой поддержкой и любовью в украинском народе.

Тогда ЦК ВКП (б) решил действовать законными методами. Вышли сразу 4 постановления: «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в милиции и НКВД» «О запрете попрошайничества», «Об утверждении репертуара», «Об индивидуальной и коллективной музыкальной деятельности». Теперь кобзари задерживались на официальном основании, инструменты изымались. Параллельно музыкантов, как неугодный националистический элемент, беспощадно ругали в прессе. Народ стали приучать к гармошке, баяну, домре, балалайке, которые выпускались на украинских музыкальных фабриках тысячами.

Апогеем противостояния украинские историки называют расстрел съезда кобзарей. Правда, история не сохранила официальных документов на этот счет, поэтому нет даже точной даты того инцидента, если даже он и был. Украинские исследователи полагают, что свидетельства о съезде в Харькове расстрелянных кобзарей хранят московские архивы КГБ. Выбор города связан с тем, что на заре 30-х там размещались все управляющие Украинской Республики. Да и число кобзарей в области зашкаливало. Непонятно, как советским властям удалось уговорить приехать старцев-кобзарей на официальное мероприятие. По некоторым сведениям, на участие в съезде было заявлено свыше трехсот человек. Загадкой остается и то, как погибли делегаты.

По одной версии, прибывших кобзарей отвезли в тюрьму на Холодной Горе, где расстреляли, а тела вывезли по железной дороге под Казачью Лопань. Другая украинская версия гласит, что их попросту убили поодиночке. По третьей версии, положенной в сценарий фильма "Поводырь", украинских "гомеров" подорвали всех вместе. Как бы там ни было, тот период стал закатом украинского кобзарства. И в последствии, на официальных мероприятиях кобзари исполняли репертуар, полностью согласованный с властями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится