Кто такие меннониты и чем они знамениты?
1,011
просмотров
Религиозное движение, зародившееся в середине 16-го века, по сей день имеет сотни тысяч сторонников по всему миру. Многовековая история меннонитов полна гонений и вынужденных миграций.

«Немедленно пробудитесь, будьте прямолинейны, удаляйтесь от всякой мерзости и идолопоклонства, оставляйте лжепророков, проповедников и священников; и ищите истинных учителей, таинств и богослужения; ибо истинная, искренняя христианская вера не может быть праздной», — наставлял своих последователей анабаптист Менно Симонс в первой половине 16-го века. Меннонитам, преследуемым как католиками, так и протестантами, в течение нескольких веков приходилось бродить по миру в поисках своей земли.

Радикальные протестанты

 Реформация, начавшаяся в первой половине 16-го века, навсегда изменила конфессиональную карту Европы. Идея Мартина Лютера о том, что католическая церковь не может быть истинным посредником между верующим и Богом, породила россыпь религиозных течений. По всему Старому Свету возникали общины, зачастую мало отличавшиеся между собой, однако этих незначительных расхождений было достаточно для яростных перепалок в среде богословов.

Одним из таких течений, ярко выделявшихся на фоне других, стали анабаптисты. Движение, зародившееся в Швейцарии в 1525 году, практически сразу столкнулось с критикой Ульриха Цвингли. Дело в том, что его бывшие соратники выдвинули очень радикальную идею о том, что человек может принять крещение лишь в сознательном возрасте. Помимо этого, «перекрещенцы» пропагандировали стремление к идеалам раннехристианских общин, достаточно закрытых от остального мира. Анабаптисты выступали и против какой-либо жёсткой иерархии, понимая христианскую общину как братство равных.

Эти идеи оказались опасными, поскольку могли подорвать не только католическую, но и протестантскую церковную структуру, не говоря о государстве — как реформатские, так и остававшиеся верными Папе Римскому князья и государе были обеспокоены появлением в своих землях анабаптистов, которые уже успели разойтись почти по всей Европе и принять участие в событиях Крестьянской войны в Германии. Подвергаемые гонениям, «перекрещенцы» радикализировались — в 1534 году фанатики во главе с Яном Матисом и Иоанном Лейденским захватили власть в Мюнстере, объявив его «Новым Иерусалимом». Анабаптисты попытались организовать в городе коммуну, их действия сопровождались жестокими гонениями по отношению к тем, кто не согласился принять новые порядки. В следующем году они были разгромлены объединёнными войсками католиков и протестантов, после чего по всей Европе общины «перекрещенцев» подверглись беспощадным преследованиям. В этих условиях духовные лидеры движения пересмотрели свои догматы.

«Миротворец» Менно Симонс

Одним из самых влиятельных богословов анабаптистского движения стал фрисландец Менно Симонс, отошедший от христианства практически сразу после разгрома Мюнстерской коммуны. В течение почти 18 лет он был вынужден скитаться по городам Нидерландов и Германии, преследуемый властями — за его голову даже обещали солидную награду. Несмотря на это, влияние Симонса на анабаптистское движение оказалось значительным: благодаря новому лидеру, «перекрещенцы» укрепили своё единство.

Менно Симонс.

Одним из главных акцентов учения Менно (по его имени его сторонников стали называть меннонитами) был пацифизм: жестоко осудив действия Иоанна Лейденского и Яна Матиса, Симонс утверждал, что достичь «царства небесного» на земле можно только ненасильственными методами. Истинный христианин не имеет права брать оружие в руки и причинять боль ближнему.

Не все последователи Менно были согласны с его воззрениями. Это в конечном итоге привело к расколу движения на «радикалов» и «либералов». Симонсу не хватало лидерских качеств, чтобы удержать единство организации, он часто шёл на поводу у большинства: так случилось в 1557 году, когда «радикалы» заставили Менно осудить «либералов», что привело к выходу последних из общины. По всей видимости, эти события лежали тяжким грузом на душе Симонса, который перед смертью в 1561 году сказал: «Не будьте слугами людей, как я».

Несмотря на это, именно благодаря авторитету и действиям Менно анабаптисты смогли не только выжить в условиях непрекращающихся гонений, но и закрепиться в Нидерландах и Северной Германии. Уже в 1570-е годы преследования меннонитов в Соединённых Провинциях прекратились, так как они оказали помощь (хоть и не военную) правительству Вильгельма Оранского. «Перекрещенцы» пользовались высокой протекцией и в Пруссии, где помогали осушать болота и возводить ирригационные системы.

Меннонитское «хождение по мукам»

Не всем меннонитам везло так, как тем, что жили в Нидерландах и Пруссии. До истинного религиозного мира в Европе в середине 16-го века было ещё далеко. Многие последователи Симонса были вынуждены постоянно искать относительно безопасное убежище. Отдельные общины появлялись в Англии и Франции, а в 17-м веке началось их проникновение в Новый Свет. В основном общины появлялись на территории Пенсильвании, а в 19-м веке колонии меннонитов возникли в Огайо, Иллинойсе и Индиане.

Меннонитская церковь и кладбище в Онтарио.

«Перекрещенцы» мигрировали не только за океан, но и на восток. В конце 18-го века большая колония меннонитов появилась в Российской империи. В основном они прибывали из Пруссии, где правительство издало ограничительный акт, согласно которому аннулировалось действовавшее два века освобождение от военной службы, а также запрещалось приобретать недвижимое имущество. Екатерина II, поддерживая свой имидж просвещённого монарха, предложила меннонитам переселиться на территорию России и пообещала им особые привилегии: выделение денег на переезд, освобождение от гражданской и военной службы, а также от налогов на 10 лет.

Изначально меннониты расселились в Запорожье, а в середине 19-го века новый поток «перекрещенцев» из Пруссии отправился в Поволжье. Они занимались земледелием и основывали промышленные предприятия: например, современный Запорожский автомобилестроительный завод вышел из предприятия меннонита Питера Леппа.

С началом «великих реформ» Александра II положение религиозной группы в России оказалось под угрозой: правительство отменило льготы о прохождении военной службы, после чего около 1800 семейств эмигрировали в США. Не спасло ситуацию и обещание Петербурга направлять меннонитов только на нестроевую службу, не предусматривавшую ношение оружия.

Меннониты проходят альтернативную службу. Российская империя.

В советское время общины меннонитов пострадали как от Гражданской войны, так и от коллективизации и борьбы с религией. Множество последователей Симонса покинули страну, в качестве пункта назначения они выбирали Северную Америку. Оставшимся была уготована не самая лучшая доля: либо принудительное выселение на восток страны (в составе групп поволжских немцев), либо оккупация. После войны вплоть до развала СССР меннониты проживали в Сибири, но с 1987 года большая часть покинула страну.

Перипетии мировой истории разбросали последователей Менно Симонса по разным частям света. Согласно данным, обнародованным в 2012 году, львиная доля меннонитов проживает в США (около полумиллиона человек). Большое количество «перекрещенцев нашло свой дом в Африке — наиболее внушительные общины присутствуют в Конго и Эфиопии. Некоторые потомки европейских переселенцев обитают в Южной Америке — в Парагвае и Боливии.

Меннониты в Парагвае. Наши дни.

Современные меннониты свято чтут установки, определённые в 16-м веке — их общины практически не взаимодействую с внешним миром и предпочитают не пользоваться благами цивилизации, как и их «дальние родственники» амиши. Те же, кто чувствует в себе необходимость служить во благо общества, организует благотворительные фонды. Так меннониты реализуют свой путь к будущему царству справедливости, которое, как они считают, можно добиться лишь точно следуя Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится