И если ты думаешь, что самыми страшными роботами являются те, что были показаны в культовых фильмах вроде «Терминатора», «Крикунов» или «Вируса», то ты ошибаешься. Есть более старые и более жуткие создания, вид которых может лишить тебя сна. Вот несколько таких роботов.
1 Заводной монах
В 1977 году Смитсоновский институт приобрёл в своё владение фигурку средневекового монаха, вырезанную из дерева. По оценкам историков, её сделали примерно в 1562 году в Испании. В то время наследник испанского престола получил серьёзную травму головы, приведшую к лихорадке и слепоте. Его отец, король, решил воспользоваться тогдашней привычной практикой — положить в постель сына мумифицированные останки монаха, чтобы тот исцелил его.
Когда наследник выздоровел, король приказал сделать движущуюся копию мёртвого монаха. Конечно, этот заводной механизм в обличье монаха сложно назвать роботом, но можно сделать скидку на возраст реликвии. После того как механизм был взведён, монах в течение полутора часов двигал руками и распятием, будто молится.
Заводной монах ходил по квадрату, ударяя себя правой рукой по груди, поднимая и опуская небольшой деревянный крест и чётки в левой руке, а также кивал головой при повороте и даже делал поклоны. Через определённые промежутки времени он подносил крест к губам и целовал его.
2 Лаффинг Сал
Эта лютая крипота родом из 30-х годов XX века первоначально была создана Филадельфийской тобогганской компанией и предназначалась для украшения домов, карнавалов и ярмарок. Это была достаточно знаменитая игрушка, которую лучше назвать автоматоном, нежели роботом в привычном понимании.
Лаффинг Сал похож на смеющегося клоуна, и так это и задумывалось. Вот только его лицо выглядит, будто эта чертовщина, не убирая жуткой улыбки, прямо сейчас нападёт и заживо сожрет тебя.
При активации Лаффинг Сал начинал вращаться, а проигрыватель, расположенный под ногами куклы, — воспроизводить запись достаточно жуткого смеха.
3 Тигр Типу
В XVIII веке Индию постепенно захватывали британцы, и не многие могли дать им отпор. Большую часть своего правления Типу, король Майсура, одного из королевств на территории современной Индии, сражался с британскими захватчиками из Ост-Индской торговой компании и яростно ненавидел оккупантов.
Однажды он услышал историю о том, как сына одного из британских генералов загрыз тигр. А так как Типу любил этих животных, он увидел в этом божественное возмездие и, очарованный историей, заказал изготовление механического автомата, воссоздающего данное событие.
И его сделали, причём практически в натуральную величину. С помощью ручки на игрушке механизмы внутри тигра и человека начинают двигаться, а вместе с тем — и их тела. Человек прикрывает рот рукой в надежде защититься от тигра, а животное вгрызается в глотку жертвы. При этом имитируются вопли человека и рычание тигра.
А ещё на боку у тигра можно найти небольшую клавишную панель духового органа с восемнадцатью нотами.
4 Мария-Антуанетта
Людовик XVI так любил свою жену Марию-Антуанетту, что заказал изготовление чего-то вроде музыкального андроида примерно в 1780 году. Причём создан он был с использованием настоящей одежды и волос Марии-Антуанетты.
После включения автомат начинал играть на подобии фортепьяно с помощью двух маленьких молоточков, по сути извлекая звуки постукиванием по струнам. При этом через определённые промежутки времени кукла поворачивала голову, смотрела на зрителей, а потом — снова на музыкальный инструмент. Автомат мог играть восемь разных композиций, для смены которых нужно было менять цилиндры под сиденьем.
Взгляд на эту куклу вызывает у людей чувство, описанное в проблеме зловещей долины. Добавь к её виду достаточно заунывные композиции — и получишь то, что явно не захочется увидеть перед сном.
5 Турок
Турок — это шахматный робот XVIII века, первый «искусственный интеллект», который смог победить живых людей в шахматных партиях. Турок был построен венгерским изобретателем Вольфгангом фон Кемпеленом в 1770 году, и для демонстрации того, что в ящике под роботом не сидит человек, он перед каждой партией открывал дверцу и показывал, что внутри находятся именно механические детали.
Во время игры Турок сам поднимал фигуры на доске и реагировал на движения противника. Кроме того, если тот решал подумать подольше над дальнейшим ходом, робот начинал нервно двигать глазами и стучать рукой по столу. Есть даже история о том, что, когда Наполеон Бонапарт хотел сжульничать, Турок просто сбил фигуры с доски и уставился на императора своим жутким взглядом.
По одной из версий, все эти удивительные даже для нашего времени вещи Турок мог делать потому, что внутри него сидел безногий польский офицер, который и управлял роботом. По другой — там сидел шахматный гроссмейстер, который прятался за фальшпанелью шкафа, и, когда Кемпелен открывал шкафчик, он показывал лишь небольшую часть механизма.
И всё же это был действительно робот, ведь в нём было множество механизмов для автоматизации и более точных движений, которые позволяли человеку внутри мастерски управлять его действиями.