Лев Кекушев: загадочная и драматическая судьба «отца московского модерна»
0
0
962
просмотров
Если говорить о зданиях, построенных в дореволюционной Москве в стиле модерн, нужно непременно упомянуть о двух особняках архитектора Кекушева. Они необычайно оригинальны и, что интересно, построены архитектором не на заказ, а для себя. К счастью, оба дома находятся в отличном состоянии, и мы можем вдоволь любоваться ими, восхищаясь фантазией и талантом «отца московского модерна».

На рубеже XIX-XX веков Лев Кекушев был очень известным и преуспевающим архитектором и преподавателем. Работать зодчий обычно начинал часов в шесть-семь утра и, выполняя заказы, порой так увлекался, что частенько выходил из сметы клиента, однако от своих идей не отказывался и «лишнее» делал за свой счет. С одной стороны, такая одержимость и страсть к работе, в конце концов, вынудила его влезть в долги. С другой – теперь мы, потомки, имеем возможность любоваться шедеврами его архитектурной мысли, не скованной рамками обстоятельств.

Особняк-замок на Остоженке.

Стиль, разработанный московским зодчим и основанный на опыте известного бельгийского архитектора-модерниста Виктора Орта, даже получил в свое время название «кекушевский модерн». Его неповторимый почерк был всегда узнаваем.

Дом на Остоженке

На момент постройки готического здания на Остоженке у Льва Кекушева уже имелся собственный доходный дом, а этот небольшой, но изящный «замок» он возвел рядом с ним, для своей жены. Поэтому дом еще принято называть особняком Анны Кекушевой.

Архитектор с женой и детьми. /Фото:Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Асимметричное здание, напоминающее европейский замок Средних веков, олицетворяет многогранность и амбициозность зодчего. Разные объемы и формы, оригинальные оконные проемы и их декорированные обрамления, лепнина, мозаика, шатровая башня, необычное сочетание цветов – все это делает дом не похожим ни на один другой в Москве и очень романтичным. Весьма удачно и сочетание кирпича, штукатурки и орнаментных вставок. Довершил картину огромный лев работы австрийского мастера Отто Вагнера, установленный на высоком фронтоне уличного фасада.

Ретро-фото. Дом с трехметровым львом.

Внутри здания все было устроено очень рационально и, по тем временам, модно: в центре – парадная лестница, на первом этаже – гостиная, зал и кабинет Кекушева, в мансардных частях дома – спальни. Всего в доме было 15 комнат.

Так выглядит в наши дни парадная лестница.

Интересно, что этот проект изначально предназначался для будущего дома Саввы Мамонтова, который должен был строиться в районе Тверского бульвара (удачная совместная работа Кекушева с В.Кузнецовым). Однако по причине банкротства купца грандиозные планы реализовать не удалось. «Не пропадать же такой интересной идее! – подумал Лев Кекушев и использовал проект для строительства собственного дома, дополнив его новыми великолепными деталями.

Архитектор воплотил в этом проекте самые оригинальные идеи.

В 1903 году строительство было завершено. Считается, что в этой работе Кекушев как мастер модерна реализовал все свои наработанные годами возможности и раскрыл весь талант.

Фрагмент декора.

О том, как складывалась жизнь и карьера архитектора после строительства особняка, известно лишь фрагментарно. По некоторым данным, у него произошел драматичный разрыв с любимой супругой, после которого они несколько раз пытались снова воссоединиться, но тщетно. Что касается его проектов, то после революционных событий 1905 года популярность модерна в архитектуре стала сходить на нет, что повлекло за собой и закат карьеры Льва Кекушева.

По поводу его архитектурных проектов, созданных позже 1912 года, толком ничего неизвестно. Последней его работой значится старообрядческая больница и склад на Преображенском валу, после чего его имя перестали упоминать в газетах. По одним данным, зодчий умер в 1913 году. По другим – с 1913 по 1917 годы он находился в психиатрической клинике, где и скончался.

В 60-х годах прошлого века в этом доме-замке располагались военные атташе Объединенной Арабской Республики, затем – Оборонное ведомство египетского посольства. Увы, за время своего существования здание утратило большую часть своего декора и внутренних интерьеров, однако в конце прошлого года были завершены работы по воссозданию первоначального облика этого уникального здания.

Если приглядеться, можно заметить, что на крыше не хватает знаменитого льва (здание до реставрации).

Специалисты обновили лепной, штукатурный, металлический декор, восстановили орнаменты. По итогам проведенной работы дом даже стал лауреатом городского конкурса «Московская реставрация» сразу в нескольких номинациях.

Здание после реставрации.

В декабре 2017-го на здании снова появился медный лев. Дело в том, что через некоторое время после постройки (скорее всего, уже после смерти архитектора) царь зверей исчез, и точных данных об обстоятельствах пропажи у современных историков нет. Воссоздать скульптуру современным реставраторам удалось по единственной сохранившейся в архивах фотокарточке.

Теперь лев возвышается на своем прежнем месте.

Дом в Глазовском

Говоря о таланте Кекушева как модерниста, стоит упомянуть и о другом его особняке, который также называют «Особняк Листа». Этот дом считается первым зданием, построенным в стиле модерн в Москве.

Стоит сразу уточнить, что к великому композитору это здание, расположенное в Глазовском переулке, не имеет никакого отношения: в нем поселился московский предприниматель иностранного происхождения, племянник владельца нескольких крупных заводов Густава Листа – Отто Адольфович Лист.

Особняк Листа.

Изначально здание, возведенное на участке, принадлежавшем жене Льва Кекушева Анне Ионовне, было спроектировано архитектором исключительно для себя. Дом выглядит одновременно строго и празднично. Интересно сочетание кирпича и черного гранита и, опять же, «кекушевская» асимметрия и разноформенные окна.

Причем дом появился здесь за пару лет до строительства вышеупомянутого особняка на Остоженке.

И снова асимметрия и сочетание разных форм и материалов.
Фрагмент уникального дома.

На территории также было построено здание со служебными помещениями – конюшней, комнатами для дворников и кучеров, зоной для хранения карет и так далее.

Сочетание мрамора, кирпича и штукатурки.

По поводу того, каким образом владельцем здания стал Отто Лист, есть две гипотезы, основанные на воспоминаниях современников. Согласно одной, симпатичный особняк архитектора настолько понравился богатому промышленнику, что тот решил непременно заполучить его и предложил хозяину за него такую астрономическую сумму, что тот просто не смог устоять. Согласно второй версии, Кекушев изначально не собирался жить в этом доме, а построил его как раз с целью в дальнейшем подороже продать. Это косвенно подтверждает и тот факт, что заселиться он решил именно в дом на Остоженке, а не сюда.

Фрагменты дома Листа.
Оригинальные мотивы.

Испытав финансовый кризис, Лист продал дом Наталии Кусевицкой – дочери богатейшего чаеторговца Ушкова и жены дирижера и композитора Сергея Кусевицкого. В этом доме часто бывали великие музыканты – например, Рахманинов, Прокофьев, Шаляпин, Гречанинов…

Кусевицкие (стоят справа) в компании великих музыкантов (Шаляпина, Срябина и т.д.). Берлин, 1910

Незадолго до революции дом купил банкир и владелец заводов Алексей Мещерский. Увы, пожить здесь ему довелось недолго. После революции 1917-го Ленин попытался вести переговоры с крупным промышленником, однако, выслушав его условия, обозвал Мещерского жуликом, за чем последовал незамедлительный арест. Его заводы, а также знаменитый особняк национализировали. Отбыв срок и освободившись, Мещерский эмигрировал в Финляндию.

В помещениях дома в Глазовском сначала разместилась библиотека. В 1990-х его занимало посольство Аргентины, а в 2003-м его передали правительству Калужской области.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится