Луис Уильям Уэйн родился в 1860 году и был старшим из шестерых детей Уэйнов – вслед за ним появились на свет пять его сестер.
Луис рос задумчивым и очень несобранным мальчиком. Много раз вместо школы он отправлялся бродить по Лондону, предаваясь мечтам.
Его мать была очень одаренной женщиной – она занималась оформлением церквей и проектированием узоров для ковров. Однако в наследство Луису достался не только художественный талант, но и психическое заболевание. Первой оно скосило его любимую младшую сестру. В тридцать лет она оказалась заперта в стенах психиатрической клиники. Остальные сестры всю свою жизнь прожили вместе, до последнего оставаясь рядом с матерью.
В двадцатитрехлетнем возрасте Луис Уэйн женился. Его избранницей стала гувернантка его сестер Эмили Ричардсон – ей было тогда чуть за тридцать. Но вскоре она тяжело заболела. Чтобы уменьшить ее страдания, Уэйн завел котенка. Они назвали питомца Питером – в честь Петра I. Уэйн, развлекая жену, обучил его всяким шуткам – например, сидеть смирно перед книгой в игрушечных очках.
В то же время он начинает делать наброски и зарисовки с «ученого кота», а после смерти Эмили это было его единственной радостью. Так начался его «роман с кошкой», длившийся больше тридцати лет.
Он и до того зарабатывал на жизнь, рисуя модные в то время картины сельской жизни. Но со временем из его работ исчезли свиньи и собаки – остались лишь кошки, и, как говорил писатель Герберт Уэллс, «все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».
В его работах коты пьют кофе, курят, читают книги, делают ставки на скачках… Рисунки Уэйна были пропитаны доброй иронией, шутками над модными течениями и поведением его современников. Уэйн часто отправлялся в кафе и прочие заведения, чтобы понаблюдать за людьми и изобразить своих котиков максимально очеловеченными.
Первые же работы Уэйна с антропоморфными кошками привлекли внимание издателей.
В самые свои плодотворные периоды он создавал до шестисот рисунков в год, проиллюстрировал сотни детских книг, больше десяти лет был иллюстратором собственного ежегодника, открытки с его работами приобрели фантастическую популярность.
Уэйн любил животных и на самом деле считал их жизнь равноценной человеческой. Он активно участвовал в деятельности нескольких зоозащитных обществ: Правящий совет лиги наших бессловесных друзей, Общество защиты кошек, и Общество против вивисекции. Он был избран президентом Английского Национального кошачьего клуба и мечтал, что его деятельность однажды поможет изжить средневековые предрассудки простых британцев. В то время такая забота о жизни животных считалась большим чудачеством.
Однажды Уэйн увидел, как пустой автобус несется под откос, рискуя сбить перебегающего дорогу кота. Этот робкий и нерешительный человек, не раздумывая, запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Его ничуть не заботила собственная безопасность. Очнувшись в больнице, Уэйн спросил: «Как здоровье кота?».
После смерти отца Луис остался единственным мужчиной в семье, и ему выпала нелегкая задача содержать мать и сестер – в то время женщины из среднего класса еще не начали массово работать, и им оставалось надеяться на финансовую поддержку братьев и мужей.
Он был очень популярен, но напрочь лишен деловой хватки, простодушен и доверчив. Луис постоянно ввязывался в финансовые авантюры, мог с легкостью вложить немалую часть накоплений в создание какого-нибудь сомнительного изобретения. Художник совершенно не умел торговаться, стоимость его услуг была неадекватно низкой. Его не заботило соблюдение авторских прав. В 1907 году он умудрился влезть в долги так, что был привлечен к суду. Испугавшись, Уэйн бежал в США.
Американская публика встретила его с восторгом. Он получил в США несколько крупных заказов, но снова неудачно вложил почти деньги. Узнав о смерти матери, он спешно вернулся на родину.
После Первой мировой войны дела Уйэна пошли на спад. Он практически не получал заказов. Вместе с неудачами в карьере и постоянной тревогой за благополучие близких резко начало прогрессировать психическое заболевание. Он страдал от галлюцинаций, стал агрессивным и маниакально подозрительным. Его пугал технический прогресс, он уверял окружающих, что кинематограф похищает электричество из мозгов зрителей. Уэйн мог уйти среди ночи скитаться по городу, постоянно переставлял мебель в своей комнате, обвинял сестер в воровстве, писал бесконечные бессвязные тексты, в которых видел смысл, но окружающие не понимали ни строчки. В конце концов он начал бить сестер и столкнул одну из них с лестницы, после чего был помещен в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу.
Год спустя дотошные журналисты, затеявшие собственное расследование исчезновения художника Луиса Уэйна, обнаружили его местонахождение. Жизнью Уэйна озаботился сам премьер-министр Великобритании, и художник был переведен к более комфортную клинику с садом и кошачьим питомником.
Там состояние художника относитеьно стабилизировалось и он продолжил рисовать, но стиль работ изменился – под воздействием болезни или психотропных лекарственных препаратов, популярных в то время.
Последние работы Уэйна представляют собой фрактальные узоры, в которых лишь угадываются очертания кошачьих мордочек. Это работы часто используют как иллюстрацию изменения мировосприятия больных шизофренией, но автор не датировал свои изображения и объективно отследить метаморфозы невозможно.
В 1939 году художник впал в состояние острого психоза и скончался от отказа почек. Новая волна популярности настигла Уэйна через много лет после смерти. Сейчас его работы коллекционируют, продают за огромные суммы… и регулярно подделывают – что, безусловно, самый главный признак общественного признания.