Люсьен Фрейд: чем прославился внук великого психоаналитика и какое отношение он имеет к Елизавете II
1,202
просмотров
Один из самых знаменитых портретистов нашего времени, Люсьен Фрейд также является одним из немногих художников, которые изображали себя с такой эффектной последовательностью. Является ли он просто тенью или смотрит на нас с открытым ртом и широко раскрытыми глазами? Великий самодраматист остается любопытно непостижимым по сей день, а автопортреты ставят художника в один ряд Дюрером и Рембрандтом.

Биография

Люсьен Фрейд (8 декабря 1922 - 20 июля 2011) был современным британским художником. Известность получил благодаря своим эпатажным и передовым портретам. Люсьен был сыном еврейского архитектора Эрнста Л. Фрейда и внуком знаменитого психолога Зигмунда Фрейда. Имя мальчику дала его мама, назвав сына в честь древнегреческого писателя Лукиана из Самосаты (лат. Lucianus Samosatensis). В 1933 году семья вынуждена была бежать из Берлина в Великобританию, дабы избежать преследования евреев со стороны нацистского режима.

Люсьен Фрейд вспоминал, что однажды в детские годы в Берлине увидел Гитлера: «Он показался мне маленьким человечком, окруженным огромными охранниками», – вспоминал художник. Именно такой образ нацизма как маленького человечка, окруженного охранниками, остался в его памяти. Фрейд получил образование в Лондоне в Голдсмитс-колледже, там же подружившись с Фрэнсисом Бэконом. Впоследствии во время Второй мировой войны служил в британском торговом флоте. Всю оставшуюся жизнь художник называл своим домом именно Лондон.

Карьера художника

Раннее творчество Фрейда развивалось под влиянием сюрреализма. Основной стилистический сдвиг произошел под влиянием Бэкона в конце 1950-х годов, когда Фрейд принял гораздо более живописный подход. Он заменил свою соболиную кисть с тонкими краями на грубую шерстяную. В результате его мазки стали больше и смелее, так что крупный план полотна демонстрирует практически скульптурную густую поверхность.

Работы 1943 и 1947 годов

Впоследствии индивидуальный стиль мастера характеризовался как импасто. К сожалению, на этом этапе художник был не особо известен. На протяжении более двух десятилетий - с конца 1950-х годов, когда преобладали абстракция, а затем концептуальное искусство и минимализм - фигуративная живопись была немодной. Только с приходом художников-экспрессионистов в 1980-х годах звезда Фрейда начала восхождение, которое продолжается до сих пор. Фрейд наблюдал за своей практикой и писал: «Чем дольше вы смотрите на объект, тем более абстрактным он становится и, по иронии судьбы, тем более реальным». Картины художника малоизвестны, так как принадлежат в основном друзьям и семье Фрейда. Они, как правило, мрачные и окруженные тревожными интерьерами и темными городскими пейзажами. Работы известны своим редким психологическим проникновением и часто не осязаемым отношением между моделью и художником.

Портреты Фрейда

Люсьен Фрейд был одним из главных фигурантов XX века. Работая в бескомпромиссно конфронтационном стиле, его портреты были написаны густой кистью. Часто автопортреты, а также портреты семьи и друзей его работах пронизана своеобразным психологическим пространством.

Автопортреты

Фрейд - великий самодраматист, и ему доставляет удовольствие ловить себя в зеркалах, заглядывать между листвой горшечного растения, создавать образ лондонского гангстера 1960-х годов, затем учтиво и дерзко проходить мимо. К середине XX века Фрейд направил свою модифицированную технику и глубоко исследующий взгляд на дисциплину портрета, которая стала ядром его творчества. Как говорил сам мастер: «Все является биографическим, и все является автопортретом».

Охватывая почти семь десятилетий, его автопортреты демонстрируют прекрасное понимание его психологического состояния и творческого развития. Периодика начинается от самого раннего портрета, написанного в 1939 году, до его последнего, выполненного 64 года спустя. На первых порах художник изображал себя греческим героем Актеоном, в мрачном размышлении о дальнейшей жизни. Сквозь призму этих работ можно проследить ошеломляющую эволюцию от линейных графических работ в раннем периоде до более опытного, живописного стиля.

Как известно, Фрейд писал картины до 14 часов в день, и горе тому, кто не соблюдал этот график. В конце 1990-х супермодель Джерри Холл опоздала на пару портретных сессий, и ответом на Фрейда на несоблюдение договоренностей было написать голову мужчины на ее теле.

Герои картин Фрейда принадлежали абсолютно разным слоям общества. Он мог написать портрет Королевы, а затем перейти к созданию портрета грабителя банка или соседа.

Знаменитый портрет Елизаветы II

В течение своей карьеры Фрейд добился широкого успеха и признания критиков, в частности написал портрет королевы Елизаветы II в период с 2000 по 2001 год. Для неё единственной Люсьен Фрейд сделал исключение — в отличие от других, она не позировала художнику. Результат был раскритикован британской прессой, но был благосклонно принят Елизаветой II. Картина выставлена в Королевском собрании живописи.

Изображения царственных особ во все времена художники писали, максимально приукрашивая натуру по вполне понятным соображениям. Фрейд не стремился к красивости, но сумел передать главное — царственное величие, породу, непоколебимую веру в свое высшее предназначение. Портрет бесспорно, правдив.

Фрейд сопротивлялся влиянию своего деда Зигмунда на собственные картины, но оба работали в идентичных сценах, где люди приходят и уходят, уходят и возвращаются и имеют свои секреты. В картинах Люсьена Фрейда секреты - это то, что говорит тело. А у Зигмунда Фрейда - секреты в том, что они говорят.

Люсьен Фрейд добился признания в качестве одного из выдающихся британских живописцев, прославившегося своими тщательно наблюдаемыми портретами. Художник умер 20 июля 2011 года в возрасте 88 лет в Лондоне. Сегодня его работы хранятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, галерее Тейт в Лондоне и др.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится