Чтобы опровергнуть расхожее заблуждение, публикуем подборку весьма необычных изображений со страниц старорусских летописей, житий, молитвенников и других письменных источников, опубликованных в цифровом архиве Российской национальной библиотеки. Думаете наши предки были лишены фантазии и юмора? Как бы не так!
На этом изображении мы можем наблюдать искушение святого – классический сюжет. Древнерусские художники часто помещали рядом с изображением отшельников диких зверей. Помимо, собственно, искусителей на картине представлены единорог, лев, слон, леопард и прочие, неопознанные твари.
А вот перед нами пример православного космизма. Иллюстрация демонстрирует читателю ангелов, которые вращают звёзды над головой человека. По средневековым представлениям о мироустройстве, за каждое природное явление, будь то гром, снег, дождь или ветер, отвечали соответствующие ангелы.
Это довольно узнаваемый и частый сюжет, изображающий Иону в чреве кита. Пророк хотел избежать своего пророческого предназначения и во время путешествия морем его проглотил кит, после трёх дней испытания выбросив на берег. Иона понял, что от судьбы не уйдёшь и отправился нести своё пророчество в город Ниневию, который должен был быть вот-вот разрушен. На Руси не знали как в принципе выглядят киты, поэтому художник взял на себя смелость и изобразил его на свой вкус.
Учение об антиподах – веяние общеевропейское. Задолго до того, как учёные признали круглость земли, мудрецы допускали возможность существования других людей на противоположной стороне Земли, хоть и изображая их непохожими (в чём, в сущности, были правы). Данное изображение принадлежит Козьме Индикоплову, желавшему показать смехотворность подобной теории. С точки зрения современного человека, в этом рисунке ничего удивительного нет.
Возможно вы удивитесь, но на данной картине изображён бегемот. Да-да, глаза не обманывают вас. Дело в том, что Христианская топография описывает множество невиданных животных и русским переписчикам приходилось иллюстрировать написанное на собственный страх и риск. Прочитавший греческое определение гиппопотам (от греч. ί̔ππος «конь» и ποταμός «река» – «водный конь»), художник ничтоже сумняшеся изобразил на странице книги обычную лошадь.
На этом изображении звери чуть больше похожи на собственные прототипы. Единорог, дикий вол и слон опознаются без труда. Носорог, несмотря на свои рога, получился больше похожим на медведя. Но ведь это всё равно лучше, чем предыдущий гиппопотам, верно?
С этим изображением всё обстоит гораздо интересней, чем может показаться на первый взгляд. Думаете, ответ на вопрос о том, что изображено на рисунке предельно ясен? Считаете это русалки? Или русалы? А вот и нет. Перед нами притча о спасении выброшенного на берег святого Василия Нового... дельфинами. Именно так этих милых разумных существ представил себе русский автор.
Это не просто набор букв в красном кружке, это так называемая Лопяцевская азбука; ключ к чтению зашифрованных посланий с секретным алфавитом. Такой вид шифрования был довольно распространён на Руси. Писцы выдумывали новый алфавит, изменяя существующие буквы и заимствуя их из других языков. Для прочтения тайнописи нужен был ключ, который вы видите перед собой.
В этом изображении прекрасно всё, но виноват в этом, скорее всего не переписчик, ведь текст подтверждает справедливость иллюстрации. На картинке изображён, ни много ни мало, сам Александр Македонский в виде волхва и... Медуза Горгона в виде кентавра со змеиными волосами. Медузу Александр, конечно же обманул, а вот Индию обмануть у него не получилось...
Данная картина иллюстрирует первую часть старой поговорки: «На покорных Бог ездит, а на пышных дьявол». Автор подошёл к делу буквально и изобразил Бога сидящим в облаке прямиком на голове у покорного господина.
Перед вами так называемая азбука с поучениями. Здесь изображены непосредственно сами буквы и поучения, начинающиеся на соответствующую букву. Например, на "ять": "Ять веру подлежит всякому христианину"; на "э": "Еваньгелие и другие книги божественныя почитай и по них поступай"; на "ю": "Юности не проводи всуе, в юности подобает трудитися". Только на букву "юс" составитель ничего придумать не смог.
Это знаменитая былинная птица Алконост, которую рисовал Васнецов и о которой пел Владимир Высоцкий. Птица радости, райская птица, увидев которую всякий должен был позабыть обо всём на свете.
Это не просто портрет старика, а аллегорическое изображение зимы. Нищенское рубище символизирует облетевшие, голые деревья, платок – лёд, сковывающий реки, меч – лютый мороз и так далее.
Ангел, душащий ребёнка? Что? Всё просто, перед нами очередная история о неисповедимости путей. Ангел следует за отшельником и совершает на первый взгляд непотребные для ангела дела – обкрадывает добрых и вознаграждает злых и так далее. В конце он раскрывает спутнику необходимость манипуляций, оказавшихся неожиданно оправданными. Вариации на тему этой истории до сих пор регулярно встречаются в социальных сетях нерелигиозном контексте.
Это иллюстрация к истории об Антонии Египетском, отправившемся на поиски своего друга-отшельника в пустыню, где и встретил сатира. Вознаграждением старцу была радость о том, что они нашли общий язык и сатир смог услышать слово Божье.
Перед вами апсиды – фантастические создания, которых художник изобразил живущими на острове крылатыми полулюдьми-полурыбами.
А это просто русская банька со всеми необходимыми атрибутами.
На данном изображении можно наблюдать видение Антония Великого. Именно он выглядывает из окошка кельи в правом нижнем углу, пока огромный демон хватает возносящиеся к небу души и сбрасывает в разверзнувшийся у его копыт ад.
Это не рыбы, плавающие в красной капле, а гигантские муравьи, горящие в ярком пламени. Художник иллюстрировал легенду о том, как войско Александра встретилось с огромными муравьями, которые даже смогли съесть целую армейскую лошадь, за что и были преданы огню.
Изображённые тут диковины – глухая аспида и василиска (что характерно – обе женского рода). Аспида выполнена в виде пернатого змея с крыльями и птичьими лапами, а василиска в виде полуженщины-полузмеи. Последняя особенно опасна для рода людского, замечает автор.
Иллюстрация легенды о том, что в расположенном у города Тропеи (Италия) вулкан Стромболи является пристанищем для чертей. На изображении можно видеть, как те самые черти выскакивают из жерла, а люди, чтобы отогнать их, осеняют себя крестным знамением.
При описании неизведанных земель не только русские, но и европейские художники позволяли себе пофантазировать передавая жуткие образы по испорченному телефону переписчиков. Среди таких тварей были и псоглавцы (слева) и блегмы и схиаподы и многие другие вымышленные создания.
Здесь мы можем видеть продолжение бестиария в лице питающихся лишь запахом цветов астромове, атанасиев, наделённых огромными ушами, и поподеси – разновидностью кентавра.
На данном изображении запечатлена душа, попавшая в руки к дьяволу. По верованиям старообрядцев поддержавшие раскол священнослужители сами являются дьяволами.
В этом сборнике разные грешники уподобляются различным животным. Воры – это волки, лукавые – это лисы, сребролюбцы – это куницы, злопамятные – это ехидны и т. п.
Здесь изображена земля в виде женщины, которая достаёт из недр тела умерших для вознесения, даже рыбы, всплывающие из глубин океана, несут тела тех, кто был съеден или утоп.
Тут художник изобразил и для верности описал особо морозную зиму и её последствия: разрушенные дома, замороженные люди, мёртвые птицы.
Эта притча рассказывает о старце Зосиме, хотевшем похоронить в пустыне отшельницу Марию Египетскую. Иссушённая земля не поддавалась старческим рукам. Тогда появился лев. Зосима сперва испугался, но после понял, что это подмога свыше. Лев и вправду своими мощными когтями вырыл для святой могилу.
В сообщении о каннибалах художник изобразил тех с собачьми головами, видимо, для устрашения, но позабыл о том, что святой Христофор часто изображался именно псоглавцем.
Пока Иоанн Предтеча проповедует ветхозаветным праведникам, сатана по-дружески перешёптывается с адом.
Популярный сюжет о Макарии Египетском, нашедшем череп языческого жреца и сумевшем его «разговорить». Череп поведал Макарию о тяжкой доле попавших в ад язычников.
Это всего-навсего Меркурий в колеснице, запряжённой петухами.
А это мышка, иллюстрирующая присказку: «Чтоб меня мыши съели!».
Здесь мы видим иллюстрацию популярной по сей день теории о том, что Ноев ковчег застрял на горе Арарат и находится там.
На миниатюре представлены несуществующие народы: неурилы, превращающиеся в волков, и пигмеи – коротышки, ездящие на козлах и охотящиеся на журавлей.
Это притча в виде этакого раритетного комикса. Суть в том, что бежать от болезней и смерти глупо – все там будем.
Птица Сирин, она же – сирена. Но если европейские сирены обрекали моряков на гибель, то Сирин стала символом райской жизни.
Иллюстрация легенды о заключении договора-расписки между Адамом и дьяволом, потребовавшим её за право жить на земле. По легенде эту расписку искупал в том числе и Христос.
Фигура Смерти из Апокалипсиса, которую художник для большей экспрессии «пересадил» на льва
Апокалипсис. Смерть убегает от людей жаждущих её.
Вымышленный остров на котором живут лишь однорукие и одноногие люди, которые, собравшись вместе, бегут быстрее птицы.
Христос затыкает уши, когда отпевают грешника, не прислушивавшегося при жизни к вере.
Закончить предлагаем на мажорной ноте. Не зря же переписчик так старательно изображал череп, да ещё и стишок к нему присовокупил.
«Кости зрак - смерти знак. Зри сие - всяк будеши так»