О художнике
Данте Россетти родился в мае 1828 года в семье итальянских эмигрантов, проживавших в Лондоне. Отец мальчика, Габриэль Паскуале Джузеппе Россетти, был ученым, профессором итальянского языка в Королевском колледже и поэтом, который был изгнан из Италии за поддержку революционного национализма (кстати, любовь к поэзии передалась и юному Россетти). Его мать, англо-итальянка Фрэнсис Мэри Полдари, была дочерью изгнанного знатного итальянского ученого, которая помимо своих материнских обязанностей работала частным учителем. Страсть к учебе и просвещению родителей передалась всем четверым детям: Габриэлю, Кристине, Уильяму и Марии.
Россетти был с детства окружен искусством и литературой средневековой Италии. Он любил сочинять пьесы, стихи и рисовать. Данте смог развить свои не по годам развитые таланты (к живописи и письму) благодаря совмещению домашнего обучения и образованию в Королевском колледже. Он перечитывал Библию, обожал шекспировские трагедии, Эдгара Аллана По и поэзию Байрона. В подростковом возрасте он разрывался между стремлением стать поэтом или художником и часто утверждал, что его истинная страсть - это письмо и поэзия.
Данте Габриэль Россетти впоследствии стал основателем и лидером художественного движения прерафаэлитов, некоторые из представителей которого поддерживали своих моделей из рабочего класса. Художники-прерафаэлиты всегда искали особенных и исключительных женщин, которых можно было пригласить работать для них моделью. Прерафаэлиты даже обучали своих натурщиц, всячески поощряя их художественные способности.
Сюжет картины
Сюжет картины «Найденная» основан на поэме Уильяма Белла Скотта «Розабелл» и изображает очень драматичный момент. Молодой фермер из деревни прибыл в Лондон, чтобы продать своего теленка на рынке. По пути он обнаруживает девушку, в которую когда-то был влюблен (это та самая «Найденная»). Она стала дамой легкомысленного поведения и осталась без средств к существованию на улицах мегаполиса.
Эта картина - единственный крупномасштабный пример работы Россетти, отражающий в полной мере принципы Братства прерафаэлитов. Во-первых, художник максимально реалистично изображает сцену из современной жизни вместо уютных пасторальных сюжетов, которые тогда можно было часто увидеть на ежегодных выставках Королевской академии. Второе - Россетти смело отображает разрушительные социальные проблемы, возникшие в результате промышленной революции и сопутствующего роста городов в Британии XIX века. И последнее, картина невероятно детализирована.
Герои
Моделью является любимая муза и натурщица Габриэля Россетти Фанни Корнфорт. Златовласая красавица стала одним из незабываемых лиц в искусстве прерафаэлитского движения. Жизнь Фанни Корнфорт была тесно связана с жизнью Данте Габриэля Россетти. Справедливо или несправедливо, но именно его искусство определяет впечатление поклонников живописи о ней.
На картине героиня одета в легкое платье с красными цветами, поверх которого - серая шаль с бахромой, а на спине свисает шляпка с синим пером. Герой одет в светлые одежды, что символизируют его честь и достоинство. Мужчина, безусловно, удивлен, увидев свою возлюбленную лежащей у стены прямо на улице. Но также в его эмоциях прослеживается жалость. Он словно хочет «вытянуть» свою возлюбленную не только для того, чтобы привести ее в чувства, но и достать ее со дна социальной жизни.
Символы
Зритель наверняка обратил внимание на перевязанную вокруг шеи зеленую ленту (это оковы бесчестия и позора, с которыми ей пришлось столкнуться). Теленок здесь - не только причина приезда мужчины. Он метафорически символизирует печальное положение героини, в котором она оказалась. Сети, удерживающие теленка, можно сравнить с сетями, в которых запуталась героиня. Сети, которые привели ее к смерти. Мертва ли она? Учитывая бледно-зеленоватый цвет лица, да, она мертва.
Любопытно, что художник множество раз корректировал и переделывал это полотно. К примеру, с телеги должны были падать соломинки, которые подбирали птицы. Однако, этот религиозный символ Россетти исключил. Изначально полотно должно было быть именно духовным, религиозным, поучительным. Но результат, как видит зритель, стал жизненный и реалистичным. Неудивительно, что картина Россетти произвела фурор на всех выставках. Английский писатель и математик Льюис Кэррол был восхищен работой прерафаэлита: «Лицо героя выражает смесь боли и жалости, осуждения и любви, это одна из самых удивительных вещей, которые я когда-либо видел в живописи». В настоящее время работа Россетти украшает стены Художественного музея Делавэра в Уилмингтоне (США).