Альтинг: «Народовластие» в Исландии
О культурной и общественной жизни скандинавов в IX-XI вв. нам могут рассказать литературные произведения родом из Исландии. Исландцы не только сохранили язык, традиции и обычаи древней Скандинавии, но также смогли значительно обогатить культуру северных стран.
Около 870 года жители Норвегии начали перебираться в «Страну льдов». Название, данное колонистами острову, безусловно, оправдывало себя: льды, гейзеры, вулканы, черный песок, отсутствие древесины и каменистая почва. Однако у берега находились просторные пастбища, на которых можно было пасти скот. Это обстоятельство послужило поводом к переезду на остров скандинавских земледельцев. Немалую роль в переселении сыграла агрессивная и суровая политика Харальда Прекрасноволосого, который занимался объединением Норвегии.
Заселение острова перешло на финальную стадию около 930 года: хутора земледельцев и скотоводов заполонили прибрежные районы, и вскоре вся «Страна льдов» была разделена на четыре административные единицы. В каждой находился свой судебный орган — тинг, который подчинялся общему собранию — альтингу. Исландцы гордятся, что именно они основали самый древний «парламент» в Европе. По сути — это большая сходка свободных собственников, на которой решали все насущные вопросы и споры. Иными словами — аналог новгородского вече. Но альтинг являлся местом не только для законотворчества и решения общеисландских проблем: люди со всей страны приезжали для того, чтобы познакомиться со своими земляками, послушать саги и узнать свежие новости.
Процедура ежегодного проведения альтинга выглядела примерно следующим образом. Хранящий в своей памяти правовые обычаи «законоговоритель» взбирался на «Скалу закона» и вещал для всех собравшихся на мероприятии. Собственно, другой власти в Исландии не существовало. Как и вооруженных сил: окруженный морями и океаном остров был хорошо защищён природой. И вплоть до XIII столетия ничего не изменилось: все вопросы решались с помощью «народовластия». В отдельных регионах Исландии силу набирали крестьянские вожаки, которые брали на себя и жреческие функции. В начале второго тысячелетия на альтинге обитатели Исландии решили принять христианство.
Исландские саги
Как было сказано ранее, жители «Страны льдов» оказали огромное влияние на культурное развитие Северной Европы. Ведь именно они смогли сохранить древнегерманские легенды и сказания. Поэты-скальды родом из Исландии невероятно ценились при дворах молодых королевств Норвегии, Швеции и Дании. Прославляя подвиги монархов и поднимая боевой дух дружин, они снискали себе славу. Память о своих предках исландцы сохранили в сагах. Особой популярностью пользовались песни о героях и богах, которые перекочевали из устной традиции в письменную только к XIII столетию.
Искусство стихосложения ценилось не меньше, чем умение орудовать мечом и ездить верхом. Скальдическая поэзия стала особым жанром, писать в котором было дано далеко не каждому. Дар такого поэта называли не иначе как «брагой Одина», «дивным даром» и «мёдом поэзии».
Известный историописец XIII столетия Снорри Стурлусон, благодаря которому нам известны «Младшая Эдда», «Круг земной» и «Сага об Эгиле», утверждал, что скальды не приписывали героям своих саг деяний, которые они не совершали, ибо «это было бы насмешкой, а не хвалой». Традиции устного творчества в целом были незыблемы.
К сожалению, часть произведений, написанных на пергамене, сгинула в пожаре в Копенгагене в XVIII веке.
Мирная жизнь исландцев и скандинавская мифология
По сути, картина мира у жителей холодного острова не сильно отличалась от их континентальных собратьев и предков. Собственная усадьба, огороженная частоколом — натуральный прообраз Мидгарда. Он же — человеческий мир, который возделывают сами люди. Вокруг простирался враждебный мир — Утгард, где проживали хтонические существа и всевозможная нечисть. Дословно, Утгард — пространство, расположенное за оградой. Человеческое воображение рисовало и место, где находилась высшая сила — Асгард.
В усадьбе Асов проживали бессмертные боги, которые ожидали финальной битвы с чудовищами и гибель мира. В Вальхалле за столом собирались павшие воины и пировали вместе с верховным богом Одином. Его сын Тор постоянно совершал вылазки в Утгард и громил йотунов — ледяных великанов. Безусловно, культ войны присутствовал у германских народов ещё с начала первого тысячелетия нашей эры.
Но в мирное время боги могли помочь и в хозяйских делах. Тор был другом земледельцев, Фрейр и Фрейя помогали им с урожаем, а мудрый одноглазый Один, похитивший у великанов «мёд поэзии», даровал его скальдам.
К богам относились с доверием, но при этом, когда Асы не подавали знаков и не помогали, люди переставали приносить им жертвы и отказывались от дружбы с тем или иным представителем Асгарда.
К началу процесса крещения скандинавских народов трактовка мифов и легенд претерпела изменения, и в конечном счёте у общества сформировались представления о богах как о древних правителях Швеции, Дании и Норвегии, которые лишь позже обрели божественную сущность.