Первоначально Мурильо трудился над своим шедевром, дабы повесить его в монастыре. Бесценная картина была закончена художником между 1660-1665 годами. Полотно изображает Богородицу, одетую в сине-белые одежды, со скрещёнными на груди руками и взирающей на небеса.
Если с небес смотрят вниз, то тем, что стало с копией этой картины, они должны быть шокированы. Реставратор, получивший заказ на восстановление картины, вместо кропотливого труда, изобразил поверх лица Девы Марии нечто, чему трудно подобрать название. Это неудивительно, так как «реставратор» специализируется не по предметам искусства, а по... мебели!
Заказчик был не просто разочарован результатом, он был в ужасе от того, что увидел! Несмотря на это, реставратор получил второй шанс. Только вот бесценное полотно стало выглядеть ещё хуже. Тем не менее, за эту работу были выплачены деньги. Ведь по испанским законам данная работа, хоть и плохая, но законная.
В Испании нет закона, который запрещал бы людям восстанавливать произведения искусства, даже если у них нет необходимого образования и навыков. И это часто приводит к настоящим катастрофам. В результате страна с таким богатым культурным наследием сталкивается с художественным вандализмом просто в эпических масштабах!
Профессор Фернандо Каррера (из Галицкой школы по сохранению и реставрации культурного наследия), говорит по этому поводу следующее: «Огромное количество культурного и исторического наследия, прошедшего через века, подобным образом разрушается ежедневно. Люди портят бесценные произведения искусства. Это воистину ужасно! Ведь нельзя же представить себе, что кому-то без соответствующего образования может быть позволено оперировать других людей? Или продавать лекарства без лицензии фармацевта? Но, что касается шедевров искусства и исторического наследия — здесь правительство Испании проявляет преступное равнодушие! Ведь это наша история. Это не менее важно, чем здравоохранение.»
Одним из самых известных случаев, когда добрые намерения привели прямиком в ад, стала фреска «Человек Иисус». В 2012 году одна добрая прихожанка, Сесилия Хименес, решила «восстановить» подпорченное временем и водой изображение. Эту церковь Святилища Милосердия в городе Борха, она посещала всю свою жизнь и сочла своим христианским долгом помочь. В результате то, что стало с удивительной работой «Ecce Homo», художника 19-20 веков, Элиаса Гарсии Мартинеса, люди окрестили «обезьяной». До этого это было прекрасное изображение Христа в терновом венце, которое было написано в 1930 году.
Впоследствии пожилая женщина оправдывалась: «У меня не было ничего, кроме благих намерений! Я всегда верила, что всё делаю правильно. Кроме того, я ещё не закончила работу!» (а вот это реально страшно!). Конечно, на своё творчество Сесилия получила разрешение от местного священника.
История получила неожиданное продолжение в виде привлечения сотен тысяч туристов со всего мира, чтобы лицезреть работу синьоры Хименес. Женщина прославилась!
Так что, в принципе, можно сказать, что везде есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, эксперты настаивают на том, что эти произведения должны быть защищены. Очень важно доверять подобные работы лишь самым лучшим профессионалам. Ведь предметы искусства уникальны по своей исторической, культурной и эмоциональной ценности.
Всё ли кончено для «Непорочного зачатия Лос-Венеральса»? Новый нанятый эксперт будет пытаться изо всех сил восстановить нанесённый картине ущерб, чтобы исправить содеянное хотя бы частично. Будем надеяться, что всё получится и прекрасное полотно обретёт своё былое величие.
Тема религии в искусстве очень популярна. Прочтите нашу статью о том, как разгадали тайну двойного нимба Христа на распятии из Санта-Кроче.