Почему Русь стала Киевской
Когда на исторической карте славянского мира появилась Русь, ею правил старший по роду князь. Спустя долгие десятилетия междоусобных войн, после разорения Руси ордами монголов и литовских войск историки прибегли к понятной терминологии, разграничивая исторические периоды государства. Так, период становления Руси со столицей в Новгороде назывался Новгородская Русь, со столицей в Киеве – Киевская Русь, во Владимире – Владимирская Русь.
Вопреки воззваниям некоторых современных украинских ученых, не существует ни единой археологической находки Киева, доказывающей существование украинского языка или же национальной самоидентичности сегодняшних украинцев. Древний Киев свидетельствует об обратном. В одном из первых сохранившихся документов Руси, заключённом в 944 году князем Игорем и византийским императором Лакапином, присутствуют исключительно «Русь», «страна русская», «русин» и «великий князь русский». Событие 988 года, когда князь Владимир крестил киевское население, вошло в древние летописи, как «Крещение Руси». И даже когда сын Владимир Ярослав I создавал в Киеве законодательный кодекс, название документа звучало не иначе, как «Русская правда».
Суть в том, что в разные периоды в русском государстве существовали несколько официальных столиц, в ряду которых Киев не являлся ни первой, ни даже второй. Никто не поспорит с тем, что сегодняшний украинский город какое-то время был официальным центром Руси. Там находились великокняжеский трон, казна, княжеская канцелярия и остальные госорганы, включая высшие церковные. Часто встречаются исторические разнотолки термина «Мать городов русских», что, по сути, представляет собой лишь древнерусский перифраз для обозначения Киева. Если обратиться к оригинальному фрагменту «Повести временных лет», то Олег вещал так: «Да будет это мать городам русским». Другими словами, князь в сопровождении войска пожаловал в город, назначив его очередной столицей Руси. Первой зафиксированной «русской матерью» считается Ладога, куда пришел править Рюрик. Спустя пару лет он переместил Центр в Новгород, где на протяжении 18 лет стояла столица русского государства. А уже в 882-м его преемник Олег пришел на земли сегодняшнего Киева.
Выкуп Киева русскими у Речи Посполитой
Исходя из условий Андрусовского перемирия от 1667 года по результатам активного противостояния русско-польской войны, поляки официально уступали русским левый берег Днепра. Такой территориальный раздел установился после «Руины» и раскола Гетманщины. Киев, который находился на правом берегу, стал исключением в виду того, что там стоял русский гарнизон. Так город с прилегающей территорией по рекам Ирпень и Стугна по условиям перемирия оставался за Россией на 2 года, после чего подлежал переходу к Речи Посполитой. Но терять древнерусскую столицу Москва не планировала.
Когда с очередной польско-турецкой войной стартовали переговоры о «Вечном мире», шляхтичам прямо заявилось, что Киев «не уступят без крови». В виде компенсации предлагались деньги. В тот период польская сторона остро нуждалась в финансах, не имея и силовой возможности отобрать город. Начались торги на предмет суммы, за которую Речь Посполитая официально отказалась бы от Киева. Изначально пожаловавшие в Москву польские послы назвали сумму в 800 тысяч рублей (4 млн злотых), на что русские предложили 30 тысяч рублей. После месяцев протоколируемых консультаций сошлись на 146 тысячах. Так Киев официально признали российским за 10 % годового русского бюджета. Покупка Киева русскими включена в «Вечный мир» от 1686-го. 7 тонн серебра в загруженных до предела телегах полякам перевозились в три приёма целый год.
Дореволюционный русский Киев
В самом начале 20 века в Киеве работал Клуб русских националистов, представленный видными представителями русской интеллигенции и киевского духовенства. Всех этих людей объединяло стремление хранить русскую национальную идею, близкую Киеву в последние века. Организация приводила в жизнь идеи культурно-политического развития России исключительно мирным путем, занимаясь нуждами и потребностями населения. Параллельно киевская интеллигенция боролась с польским давлением, разобщающим русский народ. В 1909 году в Клубе состояли 326 коренных киевлян, а к 1913-му - уже 738. При обществе функционировала читальня, где пользовались популярностью газеты «Русское знамя», «Киевлянин», «Россия». В 1911 году Председатель Клуба Анатолий Савенко приветствовал в составе депутации Николая II. В том же году деятельность Клуба поддержал Столыпин, заявив, что готов всячески поддерживать «соль Киева».
Особое внимание в Клубе уделялось украинскому вопросу. Деятельность поддерживаемых иностранцами «сознательных украинцев» все более явно работала на раскол в российском государстве. По этнографическим представлениям того периода народ делился на великороссов, белорусов и малороссов. Клуб вел серьезную просветительскую работу по искоренению еврейских погромов. В Первую мировую члены Клуба занимались благотворительной поддержкой Русской армии.
Большевистский переворот остановил активную деятельность Клуба. Подогреваемые третьей силой украинские националисты воспользовались неудачами Русской армии и провозгласили в 1917-м сначала Украинскую Народную Республику, а в 1918-м суверенную Украину. С того момента в Киеве и появились украиноязычные театры, библиотеки, общества.