Хотя сегодня Орацио Джентилески (1563–1639) не так широко известен, как его дочь Артемизия Джентилески (1593–1654), он был одной из ведущих фигур итальянского барокко. Он родился в Пизе, в семье художников. Его жизнь и карьера охватили период от позднего маньеризма до революционного стиля Караваджо, который Орацио на короткое время перенял в Риме. Зрелые работы характеризует изысканный «интернациональный» стиль, элегантность и утонченность. Орацио сделал международную карьеру, работая в Риме, Анконе, Фабриано, Генуе и Турине, а также в Париже и Лондоне.
Работая на королеву Марию Медичи в Париже, Орацио познакомился с Джорджем Вильерсом, 1-м герцогом Букингемским, который организовал свадьбу Карла I и Генриетты Марии в 1625 году. Букингем пригласил Орацио в качестве придворного художника недавно коронованного Карла I. В 1630-1640 годы дочь Орацио Артемизия приехала в Лондон, чтобы помочь своему больному отцу в росписи потолка Дома Королевы. В следующем году Орацио умер от болезни в возрасте 76 лет и был похоронен в часовне королевы в Сомерсет-Хаусе.
Предыстория создания: первая версия
В этот же период было написано «Обнаружение Моисея», которое ныне хранится в Национальной галерее в Лондоне. Интересно, что галерея представляла шедевр на протяжении 20 лет на правах долгосрочной аренды. А в 2019 году Национальный музей Лондона наконец стал полноправным владельцем полотна Джентилески, выкупив его за 22 миллиона фунтов стерлингов (эта сумма была собрана благодаря пожертвованиям и благотворительным фондам).
Полотно было заказано Карлом I, который был величайшим британским королевским покровителем искусств, в качестве подарка для его жены Генриетты Марии по случаю рождения Карла II. «Это была одна из тех картин, которые Генриетта Мария хранила при себе в изгнании», - говорит Габриэле Финалди, директор Национальной галереи. Так что же делает картину этой ветхозаветной сцены популярной? «Это очень женственное произведение», - говорит он, указывая на группу женщин в центре, - «Единственный мужчина на фотографии - Моисей».
Джентилески писал картину в течение 12 лет в Лондоне. Знаменательно, что Орацио проживал в приходе Святого Мартина в Полях, недалеко от нынешней Национальной галереи, где висит знаменитое полотно. В тот период художник очень тяготел к католическому кружку Генриетты Марии. И в этом же городе к нему присоединилась его дочь, которая приехала, чтобы помочь своему 70-летнему отцу. Грандиозная и великолепная картина, таким образом, занимает важное место в британской истории, поскольку была написана во время 12-летней резиденции Джентилески в Лондоне.
Джентилески был одним из троицы художников, которых Карл I пригласил в Лондон. Ему, конечно, несколько не повезло, что двое других мастеров - Ван Дайк и Рубенс - заметно превзошли своего коллегу и сегодня являются именами нарицательными. «Обнаружение Моисея» установлено в зале барокко рядом с большой картиной Ван Дейка «Мир и война». Джентилески всегда составлял непростую конкуренцию и Рубенсу. По иронии судьбы, Орацио был похоронен в старом Сомерсет-хаусе под алтарем, распятие которого было нарисовано Рубенсом. Однако эти факты нисколько не умаляют значимости, мастерства и таланта художника Джентилески.
После казни Карла I полотно был возвращено его вдове, Марии, во Францию в 1660 году. Когда картина прибыла в коллекцию Орлеана полвека спустя, ее посчитали работой Веласкеса. Затем «Обнаружение Моисея» перешло в коллекцию Castle Howard и было правильно идентифицировано только после того, как о существовании второй версии из Прадо стало известно в Англии.
Вторая версия
Орацио создал сюжет с младенцем Моисеем в двух версиях. О первой уже было сказано выше. А вот вторая была написана Джентилески в качестве подарка Филиппу IV Испанскому. Он отправил картину королю летом 1633 года, а лично доставил ее в Мадрид Франческо, сын Орацио. Королевский двор приказал повесить полотно в Королевский Алькасар в Мадриде. Филипп IV, будучи очень довольным созданным произведением искусства, приказал выплатить Орацио 900 дукатов. Сегодня полотно украшает стены музея Прадо в Мадриде.
Сюжет
На этом огромном холсте Орацио Джентилески изобразил библейскую историю обнаружения Моисея (Исход 2: 2–10), популярную тему в искусстве периода барокко. По сюжету младенец Моисей был помещен его матерью в корзину и спрятан в камышах, чтобы обеспечить его безопасность. Дело в том, что фараон издал указ, согласно которому все новорожденные сыновья евреев должны быть убиты. Пока сестра Моисея Мириам пряталась поблизости, дочь фараона пришла искупаться в реке Нил в сопровождении своих фрейлин. Обнаружив младенца в корзине, дочь фараона предложила забрать его во дворец. На картине изображен момент, когда Мириам предлагает в качестве кормилицы младенцу Моисееву мать (она изображена сидящей на одном колене в белом платье). Многие искусствоведы предполагают, что река справа может представлять египетский Нил, другие все же считают, что она похожа на Темзу.
Великолепие и необычайное мастерство «Обнаружения Моисея» характерны для позднего стиля художника. Монументальный масштаб картины (257 х 301 см) и историческое значение выделяют «Обнаружение Моисея» на фоне других работ автора.