В настоящее время Энгр считается лидером европейского академизма XIX века, а картина «Одалиска с рабом» одной из лучших работ мастера и общепризнанной классикой.
Но какая же история предшествовала созданию этого знаменитого произведения искусства?
Картина является ярким примером ориентализма (экзотических традиций свойственных восточному мировоззрению) с европейской спецификой.
На холсте изображена обнаженная одалиска (наложница), музыкант и раб евнух в интерьере гарема.
За свою долгую карьеру Энгр изобразил множество сцен происходящих в гаремах. Первой подобной работой мастера стала «Большая одалиска», созданная в 1814 году.
Примечательно, что сам Энгр никогда не бывал на Ближнем Востоке и вообще не имел реального представления о восточных традициях.
«Одалиска с рабом» изображает лишь воображаемую сцену, написанную в Риме, где художник жил с 1835 по 1841 год, являясь директором местной художественной академии.
Но откуда же художник взял сами образы героев картины?
Считается, что одалиска (наложница) была написана по мотивам предыдущих работ мастера.
Изображение музыканта создавалось в студии, где художнику позировал специально приглашенный мужчина-модель.
Остальные же детали были заимствованы из гравюр (в XIX веке подобным образом поступали многие европейские художники).
Энгр работал над картиной со свойственной ему заботой и даже привлекал для ее создания некоторых своих учеников в качестве помощников.
Одним из них был Раймонд Бальце (также ставший в последствии достаточно известным художником), который впоследствии писал о своем опыте работы:
Энгр начал свои исследования с природы и подготовил набросок на холсте. Потом заставил учеников проработать менее важные детали, такие как архитектурные элемента, мозаика, ковры, мебель и инструменты... Затем все, закончилось фигурами и гармонизированием композиции, которую Энгр выполнил лично.
В сентябре 1840 года картина была доставлена в Париж, где получила крайне положительные отзывы критиков.
Произведение стало столь популярно, что в 1842 году Энгр с помощью двух своих учеников создал вторую версию картины, на которой изображенные события происходят не в помещении, а на открытой веранде.