Вспомнить хотя бы легендарную «Бульдозерную выставку» нон-конформистов в 1974 году в Подмосковье, одним из организаторов которой был выдающийся экспрессионист и авангардист Оскар Рабин. Именно за эту свою андеграундную деятельность художник-неформал был принудительно выдворен из страны и лишен российского гражданства на долгие годы.
«Бульдозерная выставка»
Несанкционированная выставка работ неофициальных советских художников, разогнанная в течение нескольких минут при помощи бульдозеров, поливочных машин и людей в штатском, получила огромный резонанс, благодаря иностранным журналистам, заблаговременно приглашенным на акцию. Этот разгон послужил поводом для нелицеприятных для советского правительства публикаций в западной прессе, а сама экспозиция стала считаться переломным событием в истории русского неофициального искусства. Именно в тот день оно смогло заявить о своем существовании и праве на жизнь.
Так, непонятые в своем Отечестве художники новой формации, которых называли 60-десятниками, в конце 70-х получили признание на Западе, а сама «Бульдозерная выставка» стала эпохальным и легендарным событием в истории авангардной живописи России.
Подробнее об этом событии вы можете прочесть в статье:«Бульдозерная выставка»: как на самом деле проходила скандальная выставка нонконформистов 1974 года.
В тот осенний день выставку смогли посетить всего полторы тысячи человек, но она позволила в дальнейшем проводить выставки неформальных художников и имела важнейшее значение для русского современного искусства. После нее разгонять выставки бульдозерами уже даже не пытались.
Камень преткновения
Но, именно в тот день - 15 сентября 1974 года, на пустыре в районе Подмосковного Беляево для многих это мероприятие закончился плачевно – некоторых художников арестовали, практически все картины уничтожили, активистов взяли на карандаш правоохранительные органы, а зрителей разогнали, облив ледяной водой из поливочных машин. Сам же организатор несанкционированного мероприятия - Оскар Рабин, попал под домашний арест.
Однако новость о беспределе советских властей моментально просочилась за пределы союза, и во избежание скандала принимавшие участие в несанкционированной выставке художники были распущены по домам. И, что удивительно, в один миг, все до того времени запрещенные западные направления живописи: абстракционизм, экспрессионизм, авангардизм – неожиданно в Советском Союзе были признаны... Правда, только на бумаге... На самом же деле на неформалов по-прежнему сильно давили.
Точка невозврата
Но как бы там ни было, художников андеграунда начали принимать в Союз художников, разрешать выставляться. Но на Оскара Яковлевича, как главного организатора авангардного течения в России, наоборот, нажим усилился.
Так, Рабину, спустя несколько лет после разгона "бульдозерной выставки", припомнили буквально все - и исключение из института "за формализм", и персональную экспозицию работ в Лондоне, и продажу картин за рубеж... Его начали обвинять в тунеядстве, пресса во весь голос критиковала неформала за очернение советской действительности, за депрессивность его произведений, а также за пропаганду западной идеологии в искусстве. В январе 1977-го, предъявив все вышесказанные обвинения, его посадили под домашний арест.
Это все и стало камнем преткновения, из-за которого художника буквально вынудили с семьей эмигрировать в 1978 году из Советского Союза во Францию. А по прошествии года Рабина и вовсе лишили советского гражданства "в связи с тем, что его деятельность позорит звание советского гражданина». Таким образом, Советские власти отсекли для неугодного бунтаря все возможностивернуться на Родину...
А так все когда-то начиналось
Оскар Рабин родился в Москве в 1928 году в семье врачей. 5-летним мальчишкой он остался без отца, а в 13-ть – без матери. Одаренный подросток становится учеником живописца Евгения Леонидовича Кропивницкого, а вскорости студентом Рижской Академии художеств, где увлекся романтической манерой в живописи. А спустя два года, юноша переведется в Москву в Суриковский институт и в корне изменит свой взгляд на искусство, увлекшись авангардом. Ввиду чего, не пройдет и года, как Оскара исключат из вуза «за формализм».
И начинающий художник вернется к своему первому наставнику и начнет работать над своей авангардной живописью, а параллельно зарaбатывать себе на хлеб, разгружая железнодорожные вагоны, работая мастером на стройке, а то оформляя в качестве художника ВДНХ. В 1950 году Оскар влюбляется и женится на художнице Вале Кропивницкой, дочери своего учителя – Евгения Леонидовича. Эта женщина достойно пройдет с художником длинный жизненный путь, деля с ним и горе, и радость.
В конце 50-х Оскар вместе с Е. Л. Кропивницким создали известную группу «Лианозово», куда и вошли представители нон-конформизма. Таким образом, став у самого истока нового течения, которое стремительно начало развиваться во время «хрущевской оттепели», Рабин выбрал борьбу за свободное самовыражение. Его острый бунтарский дух не вписывался в общепринятые каноны соцреализма, с которыми он никак не мог смириться.
В его творчестве - очень личном и весьма аллегоричном отражалась обратная сторона советской глянцевой действительности, ее изнанка, а именно жизнь простых людей в бараках и на московской окраине. И как сам характеризовал свое творчество в те годы Оскар Яковлевич: «я всю жизнь пишу одну картину – свой портрет на фоне страны».Именно в этом была вся философия его творений.
К слову сказать, «Лианозовская группа» в те годы собиралась в бараке, который на протяжении семи лет был практически центром столичной культурной жизни. В средине 60-х во время пресловутой "хрущевской оттепели" Оскару Рабину посчастливилось впервые показать свои работы зарубежной публике. Это знаковое для художника-диссидента событие состоялось в Лондоне, на выставке, которая называлась «Аспекты современного советского искусства». Так в течение года по этому каналу живописец представил на суд зарубежных зрителей за "железный занавес" около 70 своих полотен. Разумеется, назад в союз они не вернулись, а были раскуплены европейскими коллекционерами.
Уникальный стиль, отражающий действительность
Принудительно в 1978-м эмигрировав в Париж и освободившись от гнета соцреализма, художник некоторое время продолжал писать картины, изображая на них суровую правду жизни советских реалий, которые оставили глубокий след в его душе. Произведения художника-диссидента, отличающиеся лаконизмом, скудной цветовой гаммой с преобладанием тяжелых и темных цветов, были неординарным видением действительности, причем, уже не только советской, но и французской.
Как вы, наверное, заметили, стилистика работ художника не поменялась, а вот объекты – основательно: на смену баракам Подмосковья и стареньким церквушкам пришли Эйфелева башня и баржи на Сене. Именно во Франции Оскар Яковлевич и обрел новое дыхание, свободу в своей деятельности и мировое признание.
Касательно уникальности в выборе жанра, то специалисты в один голос утверждают, что работы Оскара Рабина можно охарактеризовать как «натюрморт и пейзаж в рамках одного полотна». Именно в нем узнаваемость, стиль и авторский почерк, его философский подход к жизни.
Художник в своих творениях тесно переплел множество изобразительных приемов и жанров, задействовав при этом технику коллажа и ассамбляжа. И что примечательно, драматургию полотен он не редко подчеркивал различными надписями, обрывками прессы и документов, несущими в себе главную смысловую нагрузку его произведений.
И, невзирая на то, что живопись, ставшая второй жизнью Оскара Рабина, реалистично отражала далекую эпоху 60-х годов советской действительности, она не потеряла своей актуальности и по сей день. Неповторимость стилистического подхода и необычное мировосприятие существенно выделяли художника среди многочисленных нон-конформистов шестидесятников прошлого века. Поэтому в России Оскара Рабина считают одним из самых влиятельных живописцев послевоенного советского авангарда. В нынешние дни его творения хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а так же они входят в собрание Центра Помпиду в Париже и, разумеется, в собрания частных коллекционеров.
Возвращение художнику-диссиденту гражданства России
К сведению, в 1990году указом президента СССР Михаила Горбачева российское гражданство Оскара Яковлевича было восстановлено. Но лишь в 2006, получив паспорт гражданина Российской Федерации, художник неоднократно приезжал в Москву, привозя свои работы на выставки. К слову сказать, Оскара Рабина удостоили звания члена-корреспондента Российской Академии Художеств, а в 2013 году его наградили Орденом «За служение искусству».
Последнее пристанище и вечный покой дарован художнику все же Парижем – на кладбище Пер-Лашез 15 ноября 2018 года.