От Гаки до Мананангала: 14 мифических существ разных культур и народов мира
0
804
просмотров
В детстве мама наверняка пугала тебя разными страшилками. Но кем именно? Чей образ смутно формировался в твоём живом детском воображении, когда ты раздумывал: лечь спать или поиграть ещё немножко? Русская культура, надо признаться, имеет достаточно широкий бестиарий мифических монстров: тут тебе и кощей, и водяной, и леший, и баба Яга, домовой, на худой конец.

Однако раз уж пугаться, то пугаться с сердцем, с душой, так сказать. Ты не можешь утверждать, что разбираешься в ужасах, если не слышал о филиппинском вампире с половиной туловища, пожирающем детские сердца. Ты в курсе, кто такие Караконджулы и почему они выбираются на поверхность только раз в году? Может быть, ты воображал, как отвешиваешь поклоны каппе, чтобы лишить его магической силы? Если нет, тогда садись поудобнее и заваривай чай, — будет страшно интересно.

Йорогумо

Йорогумо

Справедливости ради, японцы, да и азиаты в принципе, — крайне изобретательны, когда дело касается всяких мифов, легенд и страшилок. В этом ты сегодня не раз убедишься, поверь.

Йорогумо большую часть времени проводит в облике красивой женщины. Этот демон может менять обличье и становиться либо красоткой, либо водопадом. Почему водопадом — неизвестно, но пытаться понять — себе дороже. Йорогумо заманивают мужчин игрой на музыкальном инструменте биве.

Мужики, естественно, слушали музыку развесив уши, а коварный демон превращался в огромного паука, коим и являлся на самом деле, и спокойно поедал свою добычу.

Амарок

Амарок

Амарок — это гигантский серый волк, пожирающий неосторожных охотников в преданиях инуитов, или эскимосов, кому как привычнее. В отличие от других волков, он всегда охотится в одиночку, как правило, на неопытных охотников, которые отправились ночью в лес за добычей.

По одной из легенд, скорбящий о смерти родственников мужчина прознал, что где-то поблизости завёлся Амарок. Тогда он с товарищем пошёл в лес, чтобы выследить и убить зверя, однако нашёл лишь детёнышей существа и зачем-то перебил их всех. Когда волк вернулся с оленем в зубах, то обнаружил лишь трупы своих щенят.

Амарок поспешил к озеру и достал оттуда некую человекоподобную фигуру. В этот момент убийца щенков упал замертво: Амарок забрал его душу, потому что от волка невозможно ничего скрыть.

Гаки

Гаки

Мы ненадолго ушли из Японии, чтобы снова к ней вернуться, и будь уверен, вернёмся ещё не раз. Вечно изнывающие от голода демоны-бесы Гаки являются перевоплощением чревоугодников или тех, кто выбрасывал нормальную еду. Они похожи на младенцев-переростков, около метра в высоту: их животы вечно раздуты, а рот и горло чрезвычайно маленькие, чтобы неудобно было есть и глотать.

Гаки страдают по-разному, в зависимости от своих прегрешений. Некоторые могут есть всё, что захотят, но никогда не наедаются. Одни питаются только трупами и навозом, в то время как у других любая еда сгорает около рта, а есть они могут только благословенную миром живых еду.

Иногда Гаки выходят из преисподней в человеческий мир и ведут себя, конечно, крайне недружелюбно, а если точнее — становятся людоедами. Поэтому, по некоторым буддистским традициям, на праздник в середине августа монахи кладут на алтари, которые не видит Будда, рис и воду, чтобы Гаки могли поесть. Говорят, молитва облегчает их страдания…

Дзикининки

Дзикининки

Скажем сразу, Дзикининки недалеко ушли от Гаки в своих вкусовых предпочтениях. Зато они выросли, кое-где подгнили, сгорбились, в общем, на славу постарались придать себе максимально отвратительный вид.

В японской мифологии Дзикининки представляют собой определённую разновидность гулей: выглядят примерно также, предпочитают есть трупы на кладбищах, но, говорят, если взглянуть им в глаза, то можно остолбенеть навеки.

По ночам эти монстры оскверняют могилы, а днём принимают облик обычных людей и живут себе как ни в чём не бывало. Хотя не совсем: вообще-то, Дзикининки — это духи проклятых за алчность и эгоизм людей. Поэтому многие из них сознают, что им приходится делать каждую ночь, но изменить этого никак не могут.

Камазотц

Камазотц

Камазотц — бог ночи в мифологии майя, он изображался как человек с головой и крыльями летучей мыши, у которой на носу была острая обсидиановая бритва. С её помощью ацтекский Бэтмен убивал своих жертв и выпускал из них кровь.

Майя прониклись глубоким уважением к богу ночи по двум причинам: во-первых, они считали, что душа человека после смерти блуждает по пещерам в попытках найти путь в подземный мир. А во-вторых, в тех местах обитает великое множество достаточно опасных и больших летучих мышей-кровопийц.

Если сложить религиозную тягу майя к пещерам и постоянно нападающих на них в этих самых пещерах летучих мышей, то нетрудно догадаться, почему они уважали Камазотца, приносили ему в жертву кого только могли и наверняка пугали им детей.

Караконджул

Караконджул

Караконджулы — мелкие бесы в средиземноморской мифологии. Они могут выглядеть как им вздумается, однако чаще всего их описывают как лохматых бесов с козлиными ногами, рогами и хвостом. Они вредят преимущественно женщинам: царапают, кусают, пьют кровь и иногда едят. При этом Караконджула очень легко спугнуть: достаочно достать любой железный предмет.

Согласно греческой легенде, Караконджулы живут под землёй и неустанно пилят Мировое дерево, чтобы погубить всё человечество. Однако на Рождество они могут выйти наружу, тогда они бросают свою работу и отправляются пакостить людям. 6 января они возвращаются под землю и узнают, что дерево зажило, и придётся пилить его заново. Так происходит из года в год.

Карасу-тэнгу

Карасу-тэнгу

В японской мифологии Карасу-тэнгу представляют собой злых духов, которые доставляют неприятности людям, устраивают пожары и манипулируют человеческим сознанием. Покрытые перьями, с лицом ворона и крыльями за спиной, они практически всегда облачены в одежду горных отшельников — ямабуси.

Согласно легендам, злой или горделивый человек может стать Карасу-тэнгу после смерти. Им приписывают умение летать, морочить людей своими фокусами, мастерски обращаться с холодным оружием, а также приносить мнимую благодетель, которая потом оборачивается проклятием.

Карасу-тэнгу похищают взрослых и детей, подстрекают к вражде, войнам, устраивают пожары, а также разрывают на части тех, кто хоть как-то навредит лесу. Согласно поверьям, эти демоны живут где-то в лесу, обычно говорят про верхушки деревьев, но это не точно.

Мананангал

Мананангал

Мананангал — это филиппинский высший вампир, который перемещается крайне необычным образом. Ночью ноги вампира остаются на земле, в то время как вторая половина туловища отрывается от тела и на крыльях отправляется искать свою жертву.

Мананангал проникает в дома к спящим филиппинцам в поиске беременных женщин, тогда вампир достаёт свой длинный тонкий язык и высасывает кровь и сердце младенца, оставляя у девушки в животе лишь кости. Более того, эти вампиры могут сожрать и бодрствующего человека, но проще всегда нападать на спящих.

Победить Мананангала непросто: сначала надо прийти в себя от ужаса, который ты можешь испытать, если увидишь, как посреди ночи в твоей комнате парит разорванный наполовину вампир. Потом надо прикинуть, где у него могли бы быть ноги, и посыпать это место солью, хотя ты, я думаю, для верности посыпал бы солью вообще всё вокруг при виде такого монстра.

Буньип

Буньип

Злой дух, родившийся в качестве объяснения всему непонятному и страшному у австралийских аборигенов. А мы то знаем, что в Австралии как раз этого непонятного и страшного просто пруд пруди. Буньип — это некая мешанина из перьев, чешуи, ласт, шерсти и прочих немыслимых сочетаний частей тела животных.

Он обитает в австралийских водоёмах и сидит в засаде по ночам, поджидая невнимательного путника. Несмотря на свой странный вид, Буньип обладает многими мистическими способностями, которые существенно различаются в зависимости от регионов Австралии.

Как ни странно, легенда о нём сохранилась до наших дней, и многие австралийцы иногда видят странные, полупрозрачные фигуры в воде, напоминающие им тюленей. Ещё одна причина трижды подумать, прежде чем отправиться на самый безумный материк.

Ырка

Ырка

Покончившие жизнь самоубийством люди через год после гибели превращались в злобного демона Ырку, согласно славянским преданиям. Он похож на крепкого, покрытого трупными пятнами и язвами человека. Ырка движется бесшумно за спинами своих жертв, а увидеть его можно, только внезапно обернувшись.

Леший не пускает столь низкую и нечистую силу в лес, поэтому демон вынужден скитаться по полям в поисках неосторожных путников. Ырка может сбить человека с толку и с верного пути, ему нельзя смотреть в глаза, потому что он начнёт дурманить разум, а потом выпьет всю кровь.

Избавиться от него можно, прочтя молитву, или с помощью огня. Именно поэтому древние славяне зажигали костры на ночь Ивана Купалы: по местным поверьям, многие злые духи, в особенности Ырка, боятся огня.

Шуликуны

Шуликуны

Шуликуны — существа, популярные в преданиях Русского Севера. По легендам, это совсем крохотные, размером с ладонь, существа, которые носят остроконечные железные шапки и ловко управляются с различными инструментами. Эти демоны происходят из мертворождённых или зачатых в период Святок детей. В это же время на поверхность из прорубей и водоёмов вылезают Шуликуны.

Мелкие вредители по-всякому пытаются испортить жизнь деревенским, то вынося ценности и еду из избы, то заманивают пьяных в сугробы, то пугают детей. Однако излюбленным занятием Шуликунов, по легенде, стали попытки затащить взрослого человека к себе в обитель. С помощью небольших железных крюков они опутывают свою жертву и тащат её ко льду, там они сверлят прорубь своими острыми шапками и топят бедолагу в ледяной воде.

Они

Они

Это могущественные краснокожие демоны, которые в японской мифологии пытают грешников в местном аду. Они сильны, выносливы, ростом крупнее и физически сильнее обычного человека. Обычно ими становились те, кто грешил куда больше остальных. Они были вынуждены служить Владыке ада Эмме и истязать человеческие души в наказание за их проступки.

Однако Они можно было стать и при жизни: им становился человек, который совершил нечто настолько ужасное, что это нельзя было искупить никакими молитвами. Именно таких демонов японцы боялись больше всего: великое множество легенд и историй было связано с тем, как хитрецы, самураи или благородные девы встречались с Они и пытались остаться в живых.

Каппа

Каппа

Каппа — японский водяной, который умеет ходить по суше благодаря ямочке на голове, в которой всегда должна находиться вода. Они не могут похвастаться крепким телосложением, но умом и хитростью — вполне. Выглядят они как помесь лягушки, человека и черепахи: относительно человеческая форма тела, перепонки на руках и ногах, и черепаший панцирь на спине.

Род деятельности Каппы не ограничивается простыми пакостями по типу: спугнуть рыбаков, порвать сети, перевернуть лодку. Они не брезгуют предаться плотским утехам с женщинами против их воли или сожрать путника, заманив его в воду.

Каппу можно лишить силы, если поклониться ему на суше, тогда демон отвесит ответный поклон, вода выльется из ямочки на голове, и он потеряет силу. Кстати, если изловить Каппу, то он пообещает больше не вредить людям и исполнит любое желание.

Ярамайхаху

Ярамайхаху

Маленькое, не больше метра ростом, покрытое красной шерстью создание, по австралийским легендам, обитает на востоке острова. Ярамайхаху обладают неестественно большим и беззубым ртом, а на кончиках пальцев рук и ног у них присоски. Они живут в тёмных местах, например, пещерах или расщелинах, однако чаще всего их можно встретить в густых кронах фиговых деревьев. Эти чудовища даже не охотятся, они просто ждут, пока невезучий путник присядет отдохнуть от солнца под их деревом.

Тогда Ярамайхаху спрыгивает и присасывается всем телом к жертве, открывая обильное кровотечение. Когда человек уже практически теряет сознание от потери крови, монстр начинает ходить кругами и шипеть, как ящерица. В конце концов Ярамайхаху проглатывает истощённую жертву целиком, а после — танцует, чтобы утрамбовать пищу в желудке. По некоторым легендам, нападение монстра можно пережить, оставшись в живых после того, как он изрыгнёт останки. Правда, ты сам со временем превратишься в Ярамайхаху, но это уже совсем другая история.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится