Польское происхождение вятичей
Согласно «Повести временных лет» вятичи пришли на русскую землю в VIII веке н.э. и поселились в бассейне Верхней и Средней Оки. Последние упоминания об этом народе датируются XIII веком, но их наследие прослеживается вплоть до XVII века.
В истории вятичи известны как свободолюбивый и воинствующий народ — киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз. Они молились богам-идолам и почитали волхвов, наотрез отказываясь креститься и предавать веру предков-язычников. Даже церковные историки признают крещение вятичей самым долгим процессом — христианство они приняли только в XV веке.
«Повесть временных лет» прямо указывает на то, что вятичи, как и радимичи, произошли от западных славян — поляков (от «ляхского рода»). В летописи монах Нестор рассказывает легенду о двух братьях-ляхах — Радиме и Вятко, которые стали генеалогическими героями и родоначальниками славянских народов. Вятко пришел на русскую землю и «сел со своим родом на Оке» — территории нынешней Московской, Орловской, Калужской и других соседствующих с ними областей. Маршрут движения от Польского Поморья на Русскую равнину можно отследить по некоторым топонимам и гидронимам, например, по рекам Пена, Вяча, Ратомка и Двина (Дзивна).
До вятичей в верховьях Оки жили балты, о чем свидетельствуют найденные археологами памятники мощинской культуры. Многие исследователи считают, что балтский субстрат оказал существенное влияние на дальнейшее развитие племенного союза вятичей. Балты не покинули земли, занятые славянами, а продолжили сосуществовать на одной территории, что не могло не отразиться на традициях, хозяйственной культуре и антропологическом облике вятичей.
Останки из московских курганов позволяют сделать вывод, что вятичам были свойственны удлиненный череп, узкое лицо и широкий средневыступающий нос с высокой переносицей. Советские антропологи Г.Ф. Дебец и Т.А. Трофимова причисляли вятичей к европеоидному типу, при этом не отрицали присутствия незначительных субуральских примесей, свойственных финно-уграм.
Радимичи — предки белорусов и части русских
Научная литература не дает единого мнения о происхождении радимичей. Согласно летописному преданию на территорию Руси они пришли с ляшских земель под предводительством своего вождя — Радима. Проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению реки Сож — на территориях Гоммельской и Могилевской области Беларуси. До X века славянский союз сохранял независимость, имел собственное войско и управлял народами через племенных вождей. В 885 году Вещий Олег взял над ними власть и заставил платить дань. В 984 году радимичи окончательно присоединились к Киевской Руси.
Есть несколько теорий, которые противоречат летописной версии ляшского происхождения радимичей. Большинство лингвистов считают, что название племени имеет балтское происхождение. Самыми близкими к этому этнониму считаются термины radimas (нахождение) и radimviete (местонахождение). Славист и этнограф Е.Ф. Карский считал, что радимичи переселились на Сож из более западных регионов, где соседствовали с поляками, но сами при этом ляхами не были. Эту точку зрения разделял чешский археолог Л. Нидерле. Родиной «племени Радима» он считал бассейны Буга и Нарева.
По антропологическим признакам радимичи похожи на остальных западных славян — продолговатый череп, выдающийся нос, но более широкое лицо, чем у их летописных «родственников» вятичей.
Кривичи — самый большой племенной союз среди всех славян
Кривичи представляли самую обширную этническую общность в пределах лесной зоны Восточной Европы, проживали не территории современной Беларуси, Псковской и Смоленской областей. Летописные кривичи — это собирательное понятие, которое включает в себя полоцкую, смоленскую и псковско-изборскую ветви.
Племя полочан, населявшее территории современной Витебской и Минской областей, — это славянское ядро кривичей. Именно в бассейне Западной Двины сформировался самый большой племенной союз славян, о чем сказано и в «Повести временных лет». В VII-VIII полоцкие кривичи продвигаются на восток, где ассимилируют балтские племена и некоторую часть финно-угров.
После образования Киевской Руси кривичи вместе с вятичами принимали активное участие в колонизации восточных земель — современной Тверской, Владимирской, Костромской, Рязанской, Ярославской и Нижегородской областей. Отдельные племена заняли север Московской области и Вологодчину, где ассимилировали местное финское населением дьяковской культуры.
Для кривичей характерен высокий рост, длинный и узкий череп, выступающий, но не прямой нос и острый подбородок.
Ильменские словене, или почему их считают пришельцами из Поднепровья?
Ильменские словене — это самое северное восточнославянское племя, заселявшее территории бассейна Ильмень и верхнего течения Мологи. Археологически этот племенной союз отождествляется с так называемой «культурой сопок», для которой характерны высокие насыпи в местах захоронения.
Одни ученые считают прародиной словен Поднепровье, другие утверждают, что носители культуры сопок произошли от коренных жителей Балтийского поморья, так как имеют много общего в возведении жилищ и оборонительных крепостей. Советский археолог П.Н. Третьяков разделял точку зрения о поднепровском происхождении, указывая на сходства в сооружении погребальных курганов. Но при этом он не отрицал возможности их взаимодействия с балтийскими славянами.
В «Повести временных лет» говорится, что ильменские словене совместно с кривичами призывали варягов к княжению и участвовали в военных походах. Также считается, что они внесли значительный вклад в экономическое развитие Руси, налаживая торговые связи с Померанией, островами Рюгеном, Готландом, прусскими и арабскими купцами.
После того, как столицей словен стал Великий Новгород, жители этих земель стали называться новгородцами, а их потомки до сих пор живут в Новгородской области.
Антропологический облик словен несколько отличался от большинства других восточнославянских народов. Для них характерны мезокрания (средние показатели соотношения длины и ширины черепа), широкий и мясистый нос.
Приграничные северяне
Несмотря на такое название, северяне жили гораздо южнее словен. Местами их локации были бассейны Десны, Сейма, Северного Донца и Сулы. Одна половина представителей северян занимала нынешние территории Украины (Сумская и Черниговская области), а другая проживала на землях современной России (Белгородская, Курская и Брянская области).
Западной границей, отделявшей Северскую землю от полян, был Днепр. На востоке они соседствовали с вятичами, на севере — с радимичами и балтами-голядью.
Существование племенного объединения сиверцев как государственной единицы прослеживается от VIII до X веков. Последнее летописное упоминание датируется 1024 годом.
Как северяне появились на своей исторической земле, доподлинно неизвестно. На этот счет есть несколько теорий. Например, Лев Гумилев считал, что это ассимилированные славянами кочевники-савиры. Историк В.П. Кобычев высказывал гипотезу о переселении сиверцев с западных или южных славянских земель. Племя с таким же названием было известно VII-X веках в районе нижнего Дуная в Болгарии. А дальнейшую миграцию на восток, по мнению Кобычева, можно объяснить Великим переселением народов.
Происхождение названия племенного союза тоже остается под вопросом. По предположению В.В. Седова, оно имеет скифско-сарматские корни и переводится как «черный» (Чернигов).
Для антропологического типа северян свойственны продолговатые лица, сильно выступающий нос (больше, чем у других славян), тонкие кисти и небольшой рост.