Парный портрет кисти Рембрандта: свадебный подарок, который оказался в центре занимательной сделки
884
просмотров
Парный портрет Мартена Солманса и Опьен Коппит - две работы кисти Рембрандта, которые были написаны им по случаю заключения брака четы в 1633 году. Портреты можно назвать свадебным подарком. Почему искусствоведы выделяют эти два портрета в творчества мастера Золотого века, и, самое интересное, какая сделка века с ними связана?

История создания

Портреты были написаны Рембрандтом по случаю свадьбы Мартена Солманса и Опьен Коппит в 1634 году. С момента создания и по сегодняшний день портреты сохраняются только в паре. В отличие от многих парных портретов XVII века. Два портрета Рембрандта всегда и во всех коллекциях висели. Что еще делает их необычными? Их размер и изображение в полный рост. Художник, создавший огромное количество портретов, крайне редко писал столь монументальные портреты в полный рост. Выбрав этот тип портрета, пара, скорее всего, хотела продемонстрировать свое солидное положение в обществе и статус. Действительно, они принадлежали к высшему классу амстердамской буржуазии. Полотна написаны в период яркого расцвета карьеры мастера, в возрасте 28 лет. Он только приехал в Амстердам, когда заказы от богатых аристократических семей буквально посыпались на него.

Портрет Рембрандта

В июне 1633 года Мартен Солманс (1613–1641), сын беженца из Антверпена, женился на Опьен Коппит (1611–1689), которая была одной из самых завидных невест в городе.

Мартен Солманс

Модели Мартен Солманс и его жена Опьен Коппит одеты как и подобает паре богатых амстердамских молодоженов.
Герой изображен художником почти в анфас. У него пухлое и безбородое лицо. Он одет в богатый черный костюм, состоящий из пальто с крупными полосами, брюк и короткого плаща, а также широкого и плотно прилегающего кружевного воротника. На ногах героя мы видим белые чулки с бантами из богатого кружева на подвязках. Голову украшает шерстяная черная шляпа с широкими полями, она покрывает густые светлые волосы Мартенса. Интересна его поза: правая рука лежит на бедре под плащом, а левая вытянута в сторону и держит перчатку. Фон украшает голубовато-зеленый занавес.

Мартен Солманс

Опьен Коппит

В правой руке девушка держит роскошный веер с золотой цепью и черными страусиными перьями. Спускаясь по ступенькам, героиня левой рукой приподнимает свое платье, чтобы не наступить на него. Это дорогой, черный, шелковый с узорами наряд, на котором изящно красуется кружевной воротник и отделанные кружевами манжеты. На ее поясе и туфлях – кружевные цветы-украшения. Черная вуаль ниспадает на спину. Лаконичным и модным украшением служат несколько нитей жемчуга на шее, а также жемчужные серьги. К слову, жемчуг в то время ценился больше, чем алмаз.

Опьен Коппит

Сюжетная линия и связь портретов

Интересна поза героев: если мужчина изображен в статичном положении, то героина – в движении. Девушка направляется влево по вымощенной каменными плитами тропе и смотрит прямо на зрителя. Таким образом, можно уловить авторский сюжет: мужчина пригласил даму на свидание, он находится в ожидании нее, а она уже торопится на встречу к нему. Примечательно, что герои повернуты друг к другу. Левая рука героя направлена к его даме сердца, а правая рука героини – к ее поклоннику. Большой идентичный занавес на заднем плане объединяет две картины, точно так же, как свет, падающий на правое плечо Мартена и мягкий кружевной воротник Опьен.

Будущие супруги

Сложные банты на одеянии пары создают своего рода гирлянду, которая тоже объединяет супругов. Точность и кропотливое внимание Рембрандта к деталям проявляются в орнаменте на брюках героя, экстравагантном убранстве его обуви и веере героини. Кстати, лица героев носят совершенно разные выражения: у Мартена прямой и уверенный взгляд, правый уголок губ слегка приподнят (прослеживается легкая улыбка, ему точно приятна эта обстановка и намечающийся брак с девушкой – желанный). А вот у Опьен более скромный взгляд, ее голова слегка склонена.

Оба портрета подписаны автором: «Рембрандт, 1634» и имеют одинаковый размер 210 см * 135 см. Формат портретов является самым дорогим для того времени и мог использоваться только для роскошных домов с высокими потолками. Как гласят дошедшие до нас сведения, Мартенс и Опьен сыграли свадьбу 9 июня 1633 года.

Сделка века

Портреты находились во владении наследников Мартенса и Опьен Коппит вплоть до их продажи в 1877 году французскому банкиру Гюставу Сэмюэлю де Ротшильду. Портреты считаются лучшими образцами технического и художественного мастерства Рембрандта в своих лучших проявлениях и были написаны в тот же период, что и «Урок анатомии доктора Тульпа».

В 2015 году французское правительство передало информацию, что не имеет возможности держать оба портрета в пределах своих границ, поскольку Лувр не смог гарантировать необходимое финансирование. Кроме того, картины не были объявлены французским национальным наследием.

Официальное соглашение сторон

И тогда две стороны – Рейксмузеум и Лувр при посредничестве аукционного дома Сотбис договорились о совместном приобретении этих картин. Итоговая стоимость продажи - рекордная для работ Рембрандта - 160 миллионов евро. Первая в истории двойная сделка произведения искусства произошла 1 февраля 2016 года. Впервые за 60 лет они были выставлены в Лувре с 10 марта 2016 года по 13 июня, затем еще 3 месяца в Рейксмузеум, вплоть до их реставрации. Межправительственное соглашение включало условия о поочередном использовании полотна: сначала в Лувре, затем в Рейксмузеуме в течение пяти лет, а затем в течение восьми лет. Следовательно, портреты не могут быть предоставлены другим организациям. Внесение этих произведений в национальные коллекции знаменует собой кульминацию 140-летней истории между Францией и Нидерландами.

Картины являются единственными образцами портретов в полный рост величайшего художника голландского Золотого века. Они свидетельствуют о непревзойденном мастерстве Рембрандта в представлении фактур и материалов и создании невероятной симфонии черно-белых оттенков.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится