Пилтдаунский человек, камни Ики и хрустальные черепа: знаменитые подделки, на которые до сих пор ссылаются ученые-любители
702
просмотров
В 1735 году молодой натуралист Карл Линней посетил Гамбург и зашел в знаменитый музей бургомистра Андерсена, в котором хранилась одна из главнейших местных достопримечательностей — чучело семиголовой змеи-гидры. За это чудо владелец заплатил немалые деньги и весьма гордился им. Линней, обследовав экспонат, выяснил, что «гидра» представляла собой головы ласки, соединенные змеиной кожей. Андерсен негодовал, а потому разоблачителю подделки вскоре пришлось покинуть город.

Эта история показывает, как легко люди верят в мифы и насколько эмоционально реагируют, когда все доказательства ошибочных представлений оказываются ловкими подделками, мистификациями. Более того, часто от разоблаченных фальшивок не отказываются и продолжают на них ссылаться или же используют их для дискредитации науки.

Карл Линней

Пилтдаунский человек

Несомненно, одной из самых знаменитых таких подделок стоит считать пилтдаунского человека. История этой авантюры началась в 1912 году, когда английский археолог-любитель Чарлз Доусон принес в Британский музей найденный им в местечке Пилтдаун фрагмент древнего черепа. На почтенный возраст находки — по некоторым оценкам, до миллиона лет! — указывали обнаруженные рядом с ней архаичные каменные орудия и кости доисторических животных. Да и сам череп имел темно-красный оттенок, характерный для древних окаменелостей. Правда, черепная коробка выглядела точно так же, как и у современных людей. Ее изучили крупнейшие специалисты своего времени — Артур Кизс, Элиотт Смит и Смит Вудворд, который впоследствии проводил раскопки в Пилтдауне. В 1912 году на месте, где был найден череп, удалось найти нижнюю челюсть. Она походила на обезьянью, но зубы имели некоторое сходство с человеческими. Выходило, что в глубокой древности в Англии жил особый вид человека с большим объемом мозга, но с грубой, почти обезьяньей челюстью? Его назвали эоантропом, то есть «человеком зари».

Уже в 1916 году в научном мире прозвучали сомнения насчет правильности определения челюсти. Но тогда подобные высказывания потонули в море эйфории от нового открытия. 

Почти сорок лет пилтдаунский человек воспринимался как факт. Но в 1953 году случилось нежданное: анализы на содержание фтора и азота в черепе и челюсти эоантропа показали, что находкам от силы 600 лет. Затем выяснилось, что кто-то подпилил напильником клыки на практически современной обезьяньей челюсти и подкрасил череп. Подозрения в фальсификации пали на Доусона, умершего в 1916-м. Впрочем, были основания для обвинений и других почтенных джентльменов.

Сюжет достойный пера сэра Артура Конана Дойля! К сожалению, до сих пор лжеученые, мистики и последователи креационизма при любом удобном случае вспоминают о нем, когда в очередной раз пытаются опровергнуть эволюционное учение или выставить ученных профанами. Однако они забывают или не хотят замечать, что именно ученные разоблачили подделку и признали ошибки своих предшественников.

Камни Ики

Еще одной весьма популярной подделкой, о которой написаны книги, статьи, сняты фильмы, считаются так называемые камни Ики. Они представляют собой андезитовые гальки и валуны, на которых выгравированы различные сцены: уборка урожая, охота, медицинские процедуры, битвы с динозаврами и их приручение. Все эти якобы древние изделия происходят из окрестностей города Ика в Перу.

Камни приобрели известность 60-х годах XX века благодаря энтузиазму доктора Хавьера Кабреры. Как он сам говорил, первый камень с изображением рыбки, ему подарили на день рождения. С тех пор синьор Кабрера загорелся идеей собрать коллекцию столь оригинальных артефактов и начал скупать их у местных крестьян. Продавцы утверждали, что сбывают находки из древних индейских могил. В итоге доктор создал целый музей, в котором хранятся по разным данным 11 или 15 тысяч находок. 

Кабрера был убежден, что камни Ики — послание древнейшей «неандертальской» цивилизации о разрушительных катастрофах, ожидающих Землю. Идею подхватили журналисты, креационисты, искатели инопланетян. Они заверяли, что гравировки сделаны по неведомой человечеству технологии и несут какие-то сокровенные знания.

«Экспертов» не смутили даже опубликованные в прессе показания крестьян, признававшихся, что они делали гравировки на камнях сами ради продажи Кабрере и охочим до сенсаций туристам. Темы для такого творчества крестьяне черпали в комиксах и популярных журналах.

Анализ камней Ики убедительно показал, что поверхность андезитов в результате выветривания преобразовалась в тонкий слой, легко поддающейся обработке ножом, костью и любым твердым предметом. То есть никаких сверхсекретных технологий для создания симпатичных сувениров не требуется. Всё, что нужно, — подшивка комиксов, немного воображения и умелые руки.

Впрочем, не исключено, что какие-то камни, попавшие в коллекцию доктора Кабреры, все же могли оказаться подлинными. По крайней мере известно два камня с изображениями, найденных при раскопках индейских погребений в 1966 году. На одном из них была запечатлена птица, а на другом — орнамент, напоминающий звезду. К большому огорчению любителей альтернативной истории ни на одном артефакте, обнаруженном в ходе официальных археологических работ, нет рисунков динозавров, инопланетян и тому подобных сенсаций. Конечно, камни с традиционными индейскими орнаментами продавать туристам сложнее, чем с изображениями динозавров. Тем более за продажу и вывоз подлинных исторических ценностей можно попасть в тюрьму. Вот, видимо, поэтому и появилась на свет мистификация Ики.

Хрустальные черепа

К той же категории относятся и хрустальные черепа, о которых особенно много говорили после выхода в 2008 году фильма о новых приключениях Индианы Джонса. Им приписывают магические свойства, говорят, что когда-то они использовались жрецами майя. Известный авантюрист, путешественник и писатель Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес утверждал, что один из черепов нашла его дочь Анна в майянском городе Лубаантун. На самом деле Митчелл-Хеджес приобрел его в 1943 году у торговца произведениями искусства Сидни Барни. Экспертиза этого и других черепов показала, что они сделаны в XIX — начале XX века при помощи современных инструментов. Причем для подделок использовался не хрусталь, а кварц.

Хрустальный череп Фредерика Альберта Митчелла-Хеджеса

Однако развенчание легенд о хрустальных черепах не развеяло мистический ореол вокруг них. «Загадочные» артефакты фигурируют в  фильмах, на них часто любят ссылаться в интеллектуальных баталиях. 

Вполне возможно, что когда-нибудь эти и многие другие фальшивки и мистификации будут у всех вызывать улыбку. Однако нельзя исключить, что на смену им придут другие подделки. Ведь вера и желание верить в чудеса, как спрос, рождает предложение.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится