Пинтуриккьо: что не так с фресками художника и почему его «Мальчика» переодели в советском кино
1
950
просмотров
Не все однозначно с оценкой творчества признанных, казалось бы, мастеров Возрождения. Пинтуриккио пользовался огромным успехом у заказчиков и ценителей фресковой живописи, но «свои» его за великого художника не признавали. Да и среди потомков, что оценивают творчество этого итальянца, мнения расходятся, произведения Пинтуриккио, с одной стороны, критикуются как неглубокие, непродуманные и безвкусные, с другой – признаются полными неповторимого очарования.

Художник, который творил наравне с Рафаэлем

Художник, который творил наравне с Рафаэлем Пинтуриккио. Автопортрет

Про детство и юность Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, прозванного впоследствии Пинтуриккио, почти ничего не известно. Он родился около 1454 года в Перудже, главном городе Умбрии – области в самом центре Апеннинского полуострова. Умбрийскую школу живописи до некоторых пор считали провинциальной, называя ее одним из ответвлений сиенской, но уже при жизни Пинтуриккио взгляды на нее изменились.

Откуда появилось прозвище Пинтуриккио – точно не известно, возможно, от pittore ricco, что значит «богатый художник», либо – «неумелый художник», либо – «маленький, невысокий».

И то, и другое, и третье соответствовало действительности – отличаясь от своих соотечественников и земляков манерой живописи и стремлением скорее угодить заказчику, чем создать гениальное произведение, Пинтуриккио пользовался славой выдающегося художника – как среди современников, так и позже.

Пьетро Перуджино. Автопортрет

Первым его учителем был умбрийский мастер Фьоренцо ди Лоренцо, позже он обучался у Пьетро Перуджино, одного из самых прославленных живописцев Италии. В 1481 – 1482 годах Пинтуриккио помогал учителю расписывать фрески Сикстинской капеллы в Ватикане - вместе с Рафаэлем, Боттичелли, Синьорелли. Влияние Перуджино прослеживалось в творчестве Пинтуриккио на протяжении всей его жизни.

«Вручение ключей Петру». Сикстинская капелла. Перуджино

Ученика заметили – семейство делла Ровере, к которому принадлежал и папа римский, пригласило Пинтуриккио украсить стены церкви Санта-Мария-дель-Пополо, чем художник и занимался до 1492 года. А позже пришел заказ на оформление покоев папы римского Александра VI, впоследствии носивших название "Апартаменты Борджиа", – пожалуй, самая известная из работ Пинтуриккио.

«Встреча Марии и Елизаветы». Фреска в Апартаментах Борджиа, Библиотека Ватикана

Во второй половине девяностых годов XV века Пинтуриккио вернулся в родную Перуджу. Слава востребованного столичного живописца сама находила ему новые заказы, многочисленные и весьма щедро оплачиваемые. Художник выезжал работать в другие города – Орвието, Сполето, Сиену.

В Сиене Пинтуриккио оформлял библиотеку, которую выстроил кардинал Франческо Тодескини-Пикколомини для книг своего умершего дяди, папы Пия II. Интерьеры библиотеки, которая является частью собора, и по сей день считаются одними из самых совершенных во всей Тоскане.

Художник окончательно осел в этом городе – там он женился и завел детей. Без заказов не обходилось – он, в числе прочего, разработал рисунок напольной мозаики Сиенского собора, расписывал резиденцию правителя Сиены Пандольфо Петруччи.

Библиотека Пикколомини

«Талантливый маляр»?

Удивительно, но всей своей востребованности у самых влиятельных аристократов Италии и глав католической церкви, Пинтуриккио приобрел славу не столько художника, сколько умелого декоратора. Во многом этому способствовали отзывы первого искусствоведа Джорджо Вазари, который, сам будучи художником, описывал манеру умбрийца как лишенную меры и вкуса в создании фресок. Пинтуриккио якобы слишком стремился угодить заказчикам, принося в жертву этому стремлению качество работы. Произведения отличались чрезмерной декоративностью, украшательством, при работе Пинтуриккио много, избыточно использовал орнаменты, лазурь, позолоту.

Фреска «Воскресение Христа»

Из-за этого интерьер производил впечатление «богатого», роскошного, выполненного с размахом. Но фигуры на фресках были бесплотны, чересчур безмятежны, сцены лишены какой-либо драматургии, а в целом творчество Пинтуриккио часто называли безвкусным, рассчитанным на не слишком утонченных натур. Разумеется, в своей работе художник прежде всего исходил из пожеланий заказчиков – а тем нравились роскошь и великолепие, которыми буквально дышали расписанные художником интерьеры.

Синяя краска в те времена была очень дорогой, поэтому роскошными цвета были не только с точки зрения художественного эффекта

Но даже критики его наследия признавали тот неповторимый эффект, которым славились произведения Пинтуриккио. Александр Бенуа, русский историк искусства, писал, что каждая фреска в отдельности представляет собой нечто «пустоватое, наивное и условное». При всем этом он соглашался, что интерьеры целиком производят чарующее впечатление, завораживают яркими красками, обилием золота и изощренными орнаментами. Эта неоднозначность оценки творчества Пинтуриккио дала ему еще одно прозвище – «талантливый маляр».

Фреска Пинтуриккио в церкви Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

Кстати, гротески – декоративные мотивы с причудливыми элементами и композицией – разрабатывались итальянцами на основе античных, римских росписей. Благодаря таким орнаментам тяжелые сводчатые помещения превращались в легкие ажурные павильоны.

«Портрет мальчика»

Но для людей, не слишком близко знакомых с фресковой живописью Пинтуриккио, одна его работа стала по-настоящему узнаваемой. Это «Портрет мальчика», написанный около 1500 года, одно из немногих произведений станковой живописи художника и один из немногих портретов, вышедших из-под его кисти.

«Портрет мальчика»

Кто изображен на этом портрете – неизвестно. Нет сведений и о заказчике. На холсте зритель видит мальчика-подростка – уже не ребенка, но еще не взрослого.
Вопреки своему обыкновению, Пинтуриккио не стал перегружать картину деталями, не стремился сделать ее «по-богатому». Цвет камзола приглушен, отчего он воспринимается как плоское красное пятно, не уводя внимание от лица. Перспектива несколько нарушена, кажется, что пейзаж на заднем плане как будто «выталкивает», выдавливает человека из холста. Так фигура мальчика приобретает особенную осязаемость.
Лицо выписано очень тщательно, поза мальчика напряжена, но при этом он не кажется статичным – наоборот, живым, реальным, полным обаяния. В чертах мальчика очень гармонично сочетаются упрямство и неуверенность, самостоятельность и беспомощность, дерзость и смирение.

«Мальчик в голубом» - картина из кинофильма «Достояние республики»

«Портрет мальчика» любопытным образом оказался задействован в сюжете советского фильма «Достояние республики». Там это произведение работы Пинтуриккио, якобы похищенное злоумышленниками, носит название «Мальчик в голубом». И действительно, камзол на картине уже голубой, а не красный. Почему создатели фильма прибегли к такому приему – неизвестно. Возможно, ввести в сюжет картину в ее настоящем, оригинальном виде, показалось неуместным – ведь подлинник благополучно хранился в Дрезденской галерее.

Алессандро дель Пьеро. Можно отметить и некоторое внешнее сходство футболиста с художником

Интересно, что прозвище «Пинтуриккио» получил один их самых выдающихся итальянских футболистов – бывший игрок «Ювентуса» Алессандро дель Пьеро. Как считается, причина этого – в свободной манере игры, которая приносит впечатляющие результаты.

Благодаря Перуджино и Пинтуриккио умбрийская школа живописи вышла на новый уровень. Еще один земляк "талантливого маляра" был тому причиной - Рафаэль, которого не может не знать культурный человек.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится