Плагиат или подражание
Сложно украсть чужую мысль мастера, вынашивающего ее в своей голове, пока он не воплотит ее в жизнь. Присвоить же мысль, приобретшую какую-либо форму, – проще простого. Именно кража и присвоение чужих материалов и есть плагиат, который идет в сравнение с обычным воровством.
Это негативное явление во все времена волновало художников, так как идея, сюжетная линия, композиционное построение и цветовое решение бесспорно являются интеллектуальной собственностью мастера.
Существует множество примеров, когда художники, вдохновляясь работами классиков или своих современников, брали за основу то ли сюжет, то ли композицию и переделывали их на свой лад, вкладывали все свое мастерство и опыт, что в итоге давало произведения, отражающие их творческое индивидуальное видение, а иногда даже превосходили оригиналы.
В изобразительном искусстве, как пример, это явление можно часто увидеть у английских художников, опиравшихся в своем творчестве на традиции итальянского искусства ХV века эпохи раннего Возрождения. Грешили этим и классики других времен, грешат этим и современники.
По своей сути подражание - это следование какому-либо примеру, образцу. Бывает так, что не имея собственных идей, своей манеры письма, художник использует за образцы уже готовые работы мастеров, лишая себя необходимости работать над увеличением собственного потенциала.
С другой стороны заимствование идей в живописи имеет позитивное влияние, так как художник, используя их для своей дальнейшей работы, развивает и совершенствует уже воплощенную мысль другим автором. В некоторой степени это толчок к созданию и развитию своей творческой деятельности.
Картины-двойники, написанные одним автором в разные годы
Ярчайшим примером создания нескольких копий одного и того же произведения одним и тем же мастером являются живописные полотна Тициана Вечеллио, где можно четко увидеть как менялся взгляд художника на изображение Данаи или Марии Магдалины за двадцать лет.
Что примечательно, на всех четырех картинах Тициана в образе Магдалины изображена одна и та же натурщица - Джулия Фестина.
Как видим из подборки репродукций, идеи, заложенные в искусство, слишком разнообразны, и сложно определить степень их заимствования или плагиата, ибо при любом раскладе каждый художник приложил к творению свою руку, свои мысли, свой творческий подход.