Платон: древнегреческая философия в Италии
В XV веке неоплатонизм достиг наибольшего расцвета, хотя зародился как философское течение в далеком III веке. Впрочем, задачи представителей этого движения за такой солидный промежуток времени практически не изменились — главными их целями по-прежнему были комментирование и систематизация текстов Платона.
Обращение к знаменитым диалогам Платона оказалось актуальным в Европе во время Ренессанса не случайно — в культурном тренде было активное возрождение идей Античности. Приверженцы неоплатонизма противопоставляли себя догматизму схоластики и идеям Аристотеля, уделяя большое внимание миру идей, превознося человека.
Популяризация взглядов древнегреческого философа привела к формированию кружков, разбиравших идеи Платона. Вскоре появилось целое учебное заведение, в основу которого лёг неоплатонизм.
Основателем флорентийской Платоновской академии стал Марсилио Фичино, выдающийся итальянский философ, гуманист, астролог. Изучение древних языков составляло обязательную программу в образовании европейских интеллектуалов, поэтому Марсилио изучал греческий и латынь в Флорентийской академии. Благо, что родители могли себе это позволить — отец Фичино был личным врачом Медичи и вращался в самых образованных кругах утончённой и интеллектуальной Флоренции.
В 1468 году Марсилио завершил перевод всех текстов Платона на латынь. Благодаря переводам и комментариям Фичино идеи Платона стали широко известны. Идея воссоздать платоновскую академию принадлежала вовсе не Марсилио, а знатному покровителю их семейства — Козимо Медичи. С выбором места встреч академии проблем тоже не было. Им стало одно из имений Медичи — вилла Кареджи близ Флоренции.
Платоновская академия в Кареджи: площадка для дискуссии
Встречи участников кружка, сформировавшегося вокруг Марсилио Фичино, велись на вилле Кареджи более тридцати лет. Диспуты, дискуссии, беседы проходили в лучших традициях академии Платона. Это были свободные интеллектуальные разговоры, обязательного для всех устава или членства в академии не было. В состав постоянных учеников-гостей академии входили представители самых разных профессий.
На заседаниях академии часто бывал сам Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный. Основной темой дискуссий была эстетика — учение о прекрасном. С диспутами академии связаны имена многих ведущих гуманистов той эпохи.
Среди самых известных из них — Джованни Пико делла Мирандола, который попытался объединить все известные на тот момент философские течения в сборник «900 тезисов». Также Платоновскую академию посещал Николай Кузанский — мыслитель смог совместить занятия богословием с радикальными философскими взглядами. Участвовал во встречах академии и художник Сандро Боттичелли. Можно смело утверждать, что флорентийская академия стала полезной интеллектуальной компанией для того, кто хотел построить академическую карьеру.
Платоновская академия оказала огромное влияние на дальнейшее развитие образования в Италии. Почти одновременно, в 1460-е годы, в Италии возникли другие академии — в Риме и Неаполе. Ведущие мыслители активно «воскрешали» философские идеи Античности, развивали их и комментировали, что положило начало традиции академического диспута. И если в будущем законом светского общения было угодить друг другу, доставить удовольствие в беседе, то здесь философы практически устраивали интеллектуальные дуэли. Плодами таких бесед зачастую становились философские трактаты, как, например, комментарий на «Пир» Платона Марсилио Фичино.
Платоновская академия в Кареджи вошла в историю как отличный пример учебного заведения, распространившего идеалы гуманизма среди европейских интеллигентов эпохи Возрождения. Именно неоплатоники, основавшие её, дали огромный толчок дальнейшему развитию образования в странах Европы.