С таким отношением он отрицал саму суть христианства, поэтому церковь объявила его еретиком. Эти ранние разногласия были признаком грядущих событий. Регулярные богословские споры в Церкви способствовали серьёзному расколу между православием и католической верой в так называемом Великом расколе 1054 года.
Церковь в Средние века
Христианская церковь превратилась в мощную организацию после того, как Римская империя признала и укрепила её, до того, как варвары свергли Запад. Дары и завещания увеличивали владения Церкви, которая имела такую же организацию, как и сама Римская империя. Приходы были самыми маленькими церковными единицами, и во главе их стоял священник. Более обширные области назывались епископатами и управлялись епископом.
В Средние века Церковь упорно занималась благотворительностью и часто основывала, и поддерживала учреждения, которые заботились о сиротах, престарелых, немощных и больных. В этот период существовала так называемая пятиглавая церковь, то есть церковь, которая состояла из пяти патриархатов. На Западе был Рим, а на Востоке - Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. Римский первосвященник называл себя «папой», что происходит от греческого слова papas, означающего «отец».
До того, как произошёл Великий раскол, христианство на Западе окрепло, и этот процесс отразился в заметном усилении власти епископов. Во многих отношениях они всё больше брали на себя полномочия бывших местных губернаторов. Епископы располагали средствами и были в состоянии выполнять задачи, которые ранее подпадали под юрисдикцию местных римских вельмож.
Вселенские Соборы и православие
Христианская догма не была дана и определена, она была сформирована в ходе дискуссий теологов. Иногда между священнослужителями возникали большие и ожесточённые конфликты, о чём свидетельствуют учения, которые Церковь объявляла ересями. Самый высокий уровень дебатов состоялся на Вселенских соборах (советы, собрания). Это были собрания епископов или их представителей со всего христианского мира. Были приняты решения, касающиеся веры, учения, порядка, поклонения и дисциплины. Они считаются неприкосновенным авторитетом в учении Церкви и были единственным органом церковного законодательства, порядка и структуры. Следовательно, решения соборов были обязательны для всей Церкви на протяжении всей истории.
Православное христианство признаёт только первые семь вселенских соборов, проходивших с IV по VIII век, и не более. В дополнение к первым семи, Римско-католическая церковь признаёт универсальными четырнадцать своих соборов, которые проводились в период с IX по XX век. Православное христианство не признаёт эти более поздние соборы, состоявшиеся после Великого раскола, универсальными.
Монахи
До Великого раскола Церковь была внутренне расколота другими способами. Верующие христиане, выступавшие за более бедную церковь, удалились в пустыню, где вели тяжёлую жизнь вдали от различных искушений. Из их среды произошли монахи, которые объединились в монашеские общины и жили в монастырях. Монашество было реакцией на «утилитаризм» христианства. Самые ревностные христиане начали разрывать внешние связи с миром, что привело к разделению и возникновению монашества.
Монашеское движение началось в Египте в IV веке, и его основателями были копты. Среди них были такие святые, как Антоний Великий, Павел Фивейский и Пахом. Из Египта монашество быстро распространилось в Палестину, Сирию, Месопотамию, Малую Азию и далее в Италию. Монашество зародилось не как церковный институт, а было стихийным и спорадическим явлением.
Первоначально церковные и светские власти рассматривали монастыри как явление, действующее вне официальных учреждений, и между церковным духовенством и монашескими общинами существовала напряжённость. Со временем церковь приняла появление монашества и начала строить монастыри, но некоторые монахи также покинули монашеские общины, потому что они всё ещё были в некотором смысле в контакте с миром.
Споры
Папство всё больше укреплялось реформами, которые подчёркивали универсалистские притязания Церкви. Однако византийцы на Востоке настаивали на неприкосновенности собственной сферы интересов и указывали на некоторые отклонения от западной церкви.
В отличие от Западной Церкви, Восточная Церковь развивалась, чтобы функционировать под твёрдой имперской, светской властью. Возможно, на этой основе росли различия между Востоком и Западом. Обе Церкви считали себя универсальными — ярлыки «Римско-Католическая церковь» и «Греческая православная Церковь», используемые сегодня, являются современными терминами.
Тем не менее, обе Церкви исповедуют почти одинаковые убеждения. Наиболее известные различия между ними касаются Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца, в то время как Западная Церковь утверждает, что он исходит от Отца и Сына. Восточная Церковь также не признаёт чистилище как переходное состояние между Раем и Адом.
Сегодня Восточная Церковь, в отличие от Западной, разрешает развод на основании супружеской измены и позволяет женатым мужчинам становиться священниками. Церкви также расходятся во мнениях относительно непогрешимости папы, непорочного зачатия и Успения Пресвятой Девы Марии.
Превосходство
Церковный раскол или Великий раскол был не совсем результатом каких-то больших религиозных разногласий, а скорее соперничеством, борьбой и снобизмом. В течение многих лет папы в Риме и патриархи в Константинополе конфликтовали по поводу крещения восточных славян, а также церковной юрисдикции над Далмацией и южной Италией. Кроме того, Византийская империя отвергла верховное положение Папы в Церкви, потому что Рим к тому времени был в их глазах большой деревней, провинциальным городом без империи и подчинённой территории. С другой стороны, Константинополь был средоточием богатства и власти и, следовательно, имел право стать церковной столицей.
Популярная пропаганда среди западных богословов XI века заключалась в том, что до X века Константинопольский патриарх находился под канонической юрисдикцией Рима. Это подтверждалось тем фактом, что во время его интронизации ему, как и любому другому епископу, прислали паллий (паллиум – покров, накидка) из Рима. Этот факт, по их утверждениям, подтверждал главенство Рима над Константинополем. Последний Великий раскол стал результатом взаимных обвинений во вмешательстве в дела и сферы влияния друг друга, что, возможно, было виной нетерпимых людей внутри Церкви, которые не смогли провести никаких конструктивных бесед.
Великий раскол
В Константинополе 16 июля 1054 года состоялись переговоры между двумя патриархатами, которые должны были закончиться печально. Римская делегация во главе с кардиналом Гумбертом уже находилась в Константинополе с апреля. Сам папа Лев IX был задержан норманнами в замке Беневенто с февраля 1053 года. Они захватили его в плен после битвы, которую вёл сам папа римский.
Константинопольским патриархом был Михаил Керуларий, человек с опытом работы как в церкви, так и в государстве. Долгое пребывание кардинала и его свиты в Константинополе проходило под покровительством императора, пока они вели ожесточенные богословские дискуссии. Шестнадцатого числа во время вечерней молитвы в великолепном храме Святой Софии в Константинополе представители папы Льва IX возложили на алтарь папскую буллу, отлучающую патриарха Керулария. После того как византийцы отказались принять буллу, один из дьяконов собора Святой Софии выбросил её из церкви. Этот Великий раскол стал концом единой христианской Церкви.
Последствия Великого раскола
Папские представители покинули Константинополь 17 июля, а 19 июля патриарх выразил желание встретиться с ними. Вот почему они вернулись, хотя и не пошли на встречу. После этого посланники наконец покинули византийскую столицу. Герцог Аргирос, командующий в южной Италии, который открыто проявил солидарность с введением латинских обрядов в этом районе, также был изгнан из Константинополя.
20 июля патриарх Михаил провёл совет в Константинополе, на котором присутствовали двенадцать митрополитов и два архиепископа. Булла о папском наследии, в которой произносится анафема, была переведена на греческий язык. Он был осуждён на совете, а через пять дней его сожгли в городе.
Великий раскол или Раскол между Востоком и Западом никогда не был преодолен или сглажен. Хотя формальное снятие взаимных анафем было осуществлено в 1965 году между Константинопольским патриархом Афинагором и Папой Павлом VI, единства между православием и католицизмом достигнуто не было.
В продолжение темы о религии, читайте также о том, в чём обвинили Католическую церковь, и как пятнадцать непростительно абсурдных поступков сыграли свой злой рок в тёмной церковной истории, распалив грандиозный скандал по всему миру.