Жоан Миро был влиятельным художником ХХ века, скульптором, керамистом и гравёром, который родился в 1893 году в каталонском регионе Испании, недалеко от Барселоны. Он начал рисовать ещё в детстве, а позже посещал бизнес-школу, а также Школу изящных искусств Ла-Лонха.
В юности он познакомился с богатым фольклором Каталонии, который позже повлиял на его образы, в которых он видел все природные формы как существа, включая гальку и деревья. Во время посещения музея Каталонии в Барселоне он также познакомился с завершёнными интерьерами церквей с фресками IX-XII веков, с их относительно грубым исполнением и простыми, плоскими и карикатурными изображениями.
Все эти элементы можно увидеть в работах художника, а также использование различий масштаба, когда одна форма непропорционально больше, чем другие, метод, часто используемый детьми, когда они делают наиболее важные для них объекты самыми большими объектами на изображении.
После трёх лет обучения в бизнес-школе Жоан устроился на работу бухгалтером в аптеку, которую выбрали для него родители. Там он переутомился и серьёзно заболел, на грани «нервного срыва», за которым последовал приступ брюшного тифа. Затем родители отвезли его на свою новую загородную ферму Монтроиг, расположенную в уединенной каталонской деревне. Состояние его здоровья заставило родителей позволить ему заниматься тем, чем он больше всего хотел заниматься - рисовать. Он посещал Академию Гали в Барселоне (свободолюбивая академия с влиянием современных иностранных художников, где также был интерес к литературе и музыке). Он также научился рисовать одним лишь осязанием, а не зрением.
В период дадаизма Ферра начал читать авангардных поэтов-сюрреалистов, таких как Аполлинер и Пьер Реверди. Он познакомился с Хосепом Льоренсом-и-Артигасом, который стал его другом на всю жизнь и с которым ему предстояло сотрудничать в гончарных проектах в последующие годы. Жоан также находился под влиянием фовизма (в частности, Анри Матисса) и кубизма, начавшегося в первые годы XX века, изначально отдав своё предпочтение написанию натюрмортов.
С 1915 по 1918 год он писал обнажённую натуру, затем портреты и пейзажи. А после он начал геометризировать формы и использовать цвета независимо от их существования в природе (как фовисты, которые использовали яркие цвета, не видимые в природе). Он также начал искать знаки и символы, изображающие людей и животных в напряжении или движении. В молодости на него оказали наибольшее влияние Поль Сезанн, Мане, Клод Моне и Винсент Ван Гог. Галерея Далмау в Барселоне была местом сбора иностранных посетителей. Именно там Жоан познакомился с Франсисом Пикабиа, художником-дадаистом.
На протяжении всей своей жизни он находился под влиянием своего каталонского наследия, такого как украшенная каталонская керамика и каталонские фрески, которые были восстановлены в 1920-х годах и окрашены плоскими узорами в народном стиле. Со временем он стал тяготеть к сюрреализму.
Миро демонстрировал свои работы на сюрреалистических выставках, и особенно на него повлияли поэты-сюрреалисты, которые в своём стремлении проникнуть в подсознание играли в такие игры, как «Изысканный труп», чтобы сочинять стихи. Изысканный труп (последствия) - это техника, при которой словарь передавался группе поэтов, каждый из которых выбирал слово случайным образом. Какие бы слова ни возникали, они выстраивались в стихотворение. Именно так было создано выражение «Изысканный труп». Они также использовали техники психического автоматизма (например, свободной ассоциации) и «систематического расстройства чувств».
В итоге, Жоан и другие художники разработали способ переноса этих техник на свою визуальную среду, используя свои сновидения и визуальные свободные ассоциации. На тот момент Ферра написал около ста картин из своих снов и это был его самый сюрреалистический период. Он также иллюстрировал сюрреалистические стихи в сотрудничестве с поэтами.
После переезда в Париж, в искусстве Жоана произошли большие перемены: он перешёл к более знакоподобным формам (например, иероглифам), геометрическим фигурам и общему ритму. Его формы включали кошек, бабочек, манекенов и каталонских крестьян, и в его образах было визуальное движение.
Позже он стал рисовать фигуры, заимствованные из каталонского народного искусства и картины, основанные на открытках некоторых голландских интерьеров, которые он видел в Голландии, таких художников, как Ян Стин. Образы, с которыми он работал, были переполнены формами. Жоан постепенно упрощал формы и сильно урезал изображение, используя геометрические деления и изгибные движения в композициях.
Затем он завершил первый этап своего творчества и начал подвергать сомнению и переоценке свою работу в течение следующих десяти лет, которые были для него борьбой, финансовой и художественной. Он начал экспериментировать с материалами - делал папье-коллажи и коллажи, используя изображения обычных предметов, таких как домашняя утварь, машины, а также настоящие гвозди, верёвки и т. д. Этот период экспериментов помог ему отбросить любые традиционные практики и избавиться от привычных деталей и техник в работе.
Используя объекты, не имеющие никакого значения, художники могут концентрироваться на абстрактных качествах объектов, а не на связанных с ними значениях или эмоциях, что обеспечивает большую формальную свободу. Эти нейтральные предметы, не имеющие особой эстетической ценности или значимости, отвлекают внимание от предмета и направляют его на формы и содержание изображения. После создания таких коллажей Миро переносил изображение коллажа на холст.
Хотя Миро часто характеризуют как абстрактного художника, сам он считал, что это не так - он даже считал оскорблением называть свою работу абстрактной, поскольку утверждал, что каждая форма в его изображениях основана на чём-то во внешнем мире, просто упрощенном в его характерные биоморфные формы и изогнутые линии.
Во время Гражданской войны в Испании произошло много зверств, совершённых фашистскими войсками Франко, как это изображено Пикассо в его знаменитой «Гернике». Несмотря на то, что Миро не был политическим художником, его формы в это время изображают определённую жестокость, с искажениями и кричащим цветом. Он создал фреску для испанского павильона на парижской выставке «Жнец».
В 40-41 годах он начал свою знаменитую серию из двадцати двух созвездий, состоящую из чёрных точек, представляющих звёзды на белом фоне, используя гуашь и разбавленное масло на бумаге. Во время Второй мировой войны художник остался в Испании и его творчество стало находиться под влиянием ночи, музыки и звёзд. Его формы стали ещё более абстрактными, и он использовал в своей работе целый ряд техник, например, когда линии пересекались, возникал всплеск основного цвета, когда красный и чёрный накладываются друг на друга, появляется жёлтый.
Спустя пару лет он вернулся к живописи, теперь добавляя каллиграфические качества своим изображениям и к 44 году начал приобретать международную известность благодаря своей ретроспективной выставке в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке и присутствию на международной выставке сюрреалистов в Париже, организованной Марселем Дюшаном и Андре Бретоном.
После выставок его пригласили сделать заказ на фреску для отеля в Цинциннати, штат Огайо. А затем он сделал ещё одну фреску для аспирантского центра в Гарварде. На протяжении 40-х годов он также рисовал некоторые «палочные фигуры», а в 50-х годах его изображения содержали формы, которые были почти как примитивные пиктограммы. Он рисовал керамику и вырезал из глины маленькие фигурки, похожие на примитивных богинь плодородия, и простые вазы с птицами и головами. Его стиль и техники постоянно меняли, привнося в творчество новые и более интересные штрихи и направления.
Читайте так же о том, как причудливые работы Сальвадора Дали со временем стали самыми настоящими шедеврами ювелирного искусства, стоимость которых буквально зашкаливает.