О художнике
Жак-Луи Давид (родился 30 августа 1748 года - умер 29 декабря 1825 года) - знаменитый французский художник и главный выразитель неоклассической традиции конца XVIII. Используя стиль, который отвергает процветающую живопись рококо, Давид отстаивал стиль строгих контуров, скульптурных форм и гладких поверхностей. Широкую известность получил благодаря своим монументальным полотнам на классические темы (например, «Клятва Горациев», 1784). Позже он был назначен художником Наполеона.
«Портрет доктора Альфонса Лероя» - известная картина маслом, написанная французским художником в 1783 году. Стиль картины - неоклассицизм. Сейчас картина принадлежит Музею Фабра в Монпелье. Такой вид портретных работ маслом был очень распространен в изобразительном искусстве конца XVIII века.
Портрет Давида демонстрирует не только социальную идентичность героя художника, но и дело, которым он занимается. В своем темной и скудно обставленном кабинете в тюрбане, параллельно делая заметки из книги Гиппократа, акушер-гинеколог воспринимается как гений-аскет. В создании картины Давиду помогал его талантливый ученик, Жан-Франсуа Гарнере (его кисти принадлежат некоторые текстуры ткани и руки героя).
Сюжет
Итак. На картине художник написал портрет доктора Альфонса Лероя. Давид изобразил доктора как умного и утонченного человека, окруженного атрибутами своей профессиональной деятельности. Он изображен пишущим за своим столом, в его руке – перо. На столе – книга и бумаги для письма. К слову, это труд Гиппократа «Болезни женщин» (именно она передает профессиональную специализацию героя картины – акушерство). Стол украшает красный восточный ковер с синим орнаментом.
Доктор, смотрящий прямо на зрителя, одет в роскошный пиджак из парчи (мастерски переданы блеск, голубые переливы и качество дорогой ткани), его голову украшает синий восточный платок, из под которого видны седые пряди. Под пиджаком видна белая рубашка с высоким воротником. Фон на картине нейтральный и однотонный, выполнен в коричневой палитре (фон характерен для большинства портретов Давида).
Личность героя полотна
Альфонс-Луи-Винсент Леруа (1742-1816) - парижский профессор медицины и врач акушерства и педиатрии. Он родился в Руане. Хотел освоить профессию юриста. Однако, вдохновленный славой знаменитого хирурга из Руана Клода-Николя Леката, изменил свои планы. В 1768 году Леруа стал доктором-регентом, а вскоре после этого стал профессором медицинского факультета Парижа.
Он специализировался на детских и женских болезнях. Леруа написал несколько значимых трудов по своему направлению, благодаря которым был назначен профессором акушерства в Парижской школе здоровья. В своих работах он писал, что животные продукты и особенно мясо всегда были лучшей пищей для маленьких детей. Леруа также был упорным противником вакцинации.
Любопытный прибор доктора Лероя
На столе находится любопытный предмет, который современному зрителю не очень знаком. Это квинкетная лампа с цилиндрическим фитилем («lampe à quinquet»). Термин «квинкетная лампа» появился в конце XVIII века и назван в честь Антуана Квинке (1745–1803), фармацевта из Парижа, который усовершенствовал лампу женевского физика и химика Ами Аргана (1750–1803). Также ее называют фонарной лампой. Эффект освещения этой лампы был равен эффекту десятка свечей.
Изобретение Квинке было оснащено боковым баком и изливом, увенчанным стеклянным дымоходом. Этот светильник можно установить на стену или закрепить на длинном вертикальном стержне, закрепленном на цилиндрическом основании. Лампа была очень популярной, практичной, функциональной и простой в использовании. Интересно, что лампа и книга Гиппократа отсылают к труду итальянского писателя и ученого Чезаре Рипа «Иконология» Чезаре Рипа. В книге Рипа была заложена мысль о том, что лампа и книга являются атрибутами исследования. Мастерская передача деталей, тщательная обработка текстур и яркая тональность доказывают, что Давид находился под влиянием фламандских художников.