Причиной расцвета ислама стала Юстинианова чума?
972
просмотров
Что помешало самому амбициозному из византийских императоров возродить Римскую державу во всей красе и почему рубеж 6-7 веков историки считают эпохой ослабления христианства и резкого усиления влияния молодого ислама? Давайте разберемся.

На дворе первая половина 6 века. Византийская империя, без преувеличения, самая могущественная держава региона и ее император, Юстиниан I, ведет многочисленные и дорогостоящие войны с одной единственной целью – воссоздать некогда потерянную западную часть в прежнем могуществе. Королевства облюбовавших ее бывшие регионы варваров (готов и лангобардов) трещат по швам от давления ромейских легионов, а казна Константинополя трещит от налогового бремени. Изнывают и обычные люди, ибо именно на их плечи ложатся основные расходы на войну. И в этот напряженный момент приходит такая беда, которую никто не ждал.

Столица империи сама по себе являлась для того времени тем же, чем на протяжении 19 века для мира был Лондон – мировой сокровищницей, неофициальным центром культуры и финансовой жизни. Поэтому именно сюда, как метко запущенная стрела, пришел корабль (или несколько кораблей), которые перевозили в своем чреве смерть. Исторической науке на данный момент точно не известно, из какого региона в точности в Византию пришла чума, но основное предположение – Египет, житница империи. Именно там впервые проявила себя эта болезнь, а затем посредством перемещения через водное пространство попала в знаменитый город вместе с инфицированными крысами.

Дополнительно этому способствовали два фактора. Во-первых, шла крупномасштабная война – а это уже само по себе повод для какой-нибудь беды. Во-вторых, из-за нее, а также из-за больших неурожаев, в империи начался голод. Именно поэтому все грузовые суда устремились в Константинополь с грузом зерна. Вместе с разносчиками заразы, крысами и блохами.

Разумеется, никто не был готов к подобному развитию событий. Пандемия чумы стала развиваться крайне стремительно. Основной формой заболевания была именно бубонная чума, информации о кровохаркании, которое бы указывало на легочную форму, нигде не сохранилось. По не совсем верным данным тогдашних хронистов (склонных преувеличивать цифры в 2-3 раза), в день в Константинополе умирало от 5 до 10 тысяч человек.

В городах складывалась отвратительная санитарная обстановка – трупов было так много, а хоронить их было до того некому (да и с таким количеством умерших просто не справлялись), что они просто лежали кучами прямо на улицах, продолжая распространять инфекцию и заставляя все «благоухать» ароматами гниения мертвой плоти. Вот как описывает болезнь современник событий, сам переболевший ею, Евагрий Схоластик:

«У одних людей опухоль начиналась с головы, а затем медленно переходила на горло, у других обнаруживалась опухоль в паху и эти люди очень быстро умирали, чувствуя себя при этом достаточно нормально. Беспамятство и помешательство так же были спутниками чумы. »

Опять же, болезнь поражала не всех людей. Кому-то было достаточно краткого контакта с больными, чтобы заразиться и быстро преставиться; кто-то, сам не заболевая, становился разносчиком болезни; а некоторые, полностью лишившись всей семьи, тем не менее оставались живы и здоровы.

По самым приблизительным подсчетам, от чумы погибло больше 100 миллионов человек на Востоке и в Европе. Зараза добралась до таких отдаленных регионов, как Англия и убила валлийского короля Гвинеда Маэлгуна. Более того, после стихания основной убийственной волны пандемии, отдельными очагами чума продолжала проявлять себя еще по крайней мере примерно два столетия.

Кроме огромных человеческих жертв, кое-кто из историков (например Робер Фоссье) считает так называемую «Юстинианову» чуму одним из столпов молодого ислама. Дело в том, что огромные человеческие, финансовые и экономические потери значительным образом ослабили южные рубежи христианства. Византия перестала контролировать ситуацию там, где это было необходимо.

Именно благодаря этому фактору набирающий силу ислам сумел провести быструю и эффективную экспансию среди разоренных материально и духовно людей и земель. Это можно считать одним из важнейших феноменов в человеческой истории – биологические последствия уступили место политическим и социальным потрясениям невиданных масштабов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится