Биография
Ганса Гольбейна обычно называют «Младшим», чтобы отличить его от отца. У них были общие имена и цели. Старший Гольбейн был художником, который управлял большой мастерской в городе Аугсбург с помощью своего брата Зигмунда. Именно под опекой своего отца юный Ганс и его брат Амброзиус научились искусству рисования, гравюры и живописи. Отец и сыновья вместе изображены в триптихе Гольбейна Старшего 1504 года, находящего в Базилике Святого Павла.
Будучи подростками, братья переехали в Базель, центр академического и издательского секторов Германии, где они работали гравёрами. Гравюра была очень важным средством в то время, как один из единственных способов массового производства изображений для широкого распространения. Находясь в Базеле, Гансу также было поручено написать портреты мэра города и его жены. Его самые ранние сохранившиеся портреты, отражающие готический стиль, любимый его отцом, сильно отличаются от более поздних работ, которые по праву считаются его выдающимися шедеврами.
Религиозное искусство
В начале 20-х годов Ганс зарекомендовал себя как независимый мастер, управляя собственной мастерской, став гражданином Базеля и членом его гильдии художников. Это был успешный период для молодого художника, который получал многочисленные заказы как от учреждений, так и от частных лиц. Некоторые из них были светскими, как, например, его проекты стен ратуши. Однако большинство из них были религиозными, такими как иллюстрации к новым изданиям Библии и картины с библейскими сценами.
Именно в это время лютеранство начало оказывать влияние в Базеле. Несколькими годами ранее основатель протестантизма прибил свои девяносто пять тезисов к двери церкви в шести ста километрах от города Виттенберг. Интересно, что большинство религиозных работ Ганса за годы его пребывания в Базеле свидетельствуют о симпатии к новому движению. Например, он создал титульный лист для Библии Мартина Лютера.
Портретист
Ранний портрет мэра Базеля, написанный Гансом, привлёк внимание некоторых других важных фигур в городе, в том числе легендарного учёного и философа Эразма. Эразм славно путешествовал по Европе, обзаведясь многочисленными друзьями и единомышленниками, с которыми он регулярно переписывался. В дополнение к своим письмам он хотел отправить им своё изображение и поэтому нанял Ганса для создания своего портрета. Между художником и учёным установились отношения, которые оказались чрезвычайно полезными для Гольбейна Младшего в его дальнейшей карьере.
В поисках стиля
Как в мастерской своего отца, так и в Базеле, Ганс находился под влиянием позднеготического движения. В то время он оставался самым заметным стилем в Нидерландах и Германии. Готическое искусство отличалось преувеличенными фигурами и акцентом на линии, а это означало, что ему, как правило, не хватало глубины и размерности в отличие от его классического аналога.
Учёные и историки искусствоведы предполагают, что более поздние работы художника были связаны с воспоминаниями о путешествиях по Европе, особенно – Италии. Примечательно, что Ганс начал создавать как живописные виды, так и портреты, такие как Венера и Купидон (Амур), которые демонстрировали новое понимание перспективы и пропорций. В то время как лицо Венеры сохраняет элементы североевропейского стиля, её тело, поза и поза маленького амура напоминают итальянских мастеров.
Гольбейн также известен тем, что научился новым методам у других зарубежных художников. Например, от французского художника Жана Клуэ он перенял технику использования цветных мелков для своих эскизов. В Англии он научился создавать ценные иллюстрированные рукописи, которые использовались как символ богатства, статуса и благочестия.
Работа с металлом
Позже в своей карьере Ганс добавил работу по металлу к длинному списку навыков, которыми он уже овладел. Художник работал непосредственно на печально известную вторую жену Генриха VIII, Анну Болейн, создавая украшения, декоративные тарелки и чашки для её коллекции безделушек.
Он также изготовил специальные предметы для самого короля, в первую очередь гринвичские доспехи, которые Генрих носил, участвуя в турнирах. Доспехи с замысловатой гравировкой были настолько впечатляющими, что в течение десятилетий после этого они вдохновляли английских металлистов пытаться соответствовать мастерству Гольбейна.
Во многих рисунках Ганса использовались традиционные мотивы, наблюдавшиеся в металлических изделиях на протяжении веков, такие как листва и цветы. По мере того, как Гольбейн набирался опыта, он начал акцентировать внимание на всё более сложные образы, такие как русалки, которые стали отличительной чертой его работы.
Поездка в Англию
В 1526 году он отправился в Англию, используя свои связи с Эразмом, чтобы проникнуть в самые элитные социальные круги страны. Ганс прожил в Англии два года, в течение которых сделал портреты некоторых высокопоставленных мужчин и женщин, спроектировал потрясающую небесную фреску на потолке для столовой величественного дома и нарисовал большую панораму битвы между англичанами и их вечным врагом, французами.
После четырёх лет в Базеле художник вернулся в Англию в 1532 году и оставался там до своей смерти в 1543 году. Многие из его шедевров были созданы в этот последний период его жизни, и он получил официальную должность королевского художника. Это означало, что Ганс мог рассчитывать на финансовую и социальную поддержку одного из самых влиятельных людей в мире, пока он продолжал создавать фантастические произведения искусства.
Он со всей ответственностью подошёл к своей новой роли, создав окончательный портрет Генриха VIII, а также несколько картин с его жёнами и придворными. Помимо этих официальных произведений, Ганс также продолжал принимать частные заказы, наиболее прибыльные, которых были для коллекции лондонских торговцев, щедро плативших за отдельные портреты и большие картины для своей гильдии.
Королевский двор и шедевры
Наряду с его культовым портретом Генриха VIII, «Послы» входят в число самых знаменитых работ Ганса. На картине изображены два француза, которые жили при английском дворе в 1533 году и наполнены скрытым смыслом. Многие из показанных предметов представляют собой разделение церкви, такие как наполовину скрытое распятие, сломанная струна лютни и гимн, написанный на нотах. Такая замысловатая символика демонстрирует мастерство художника в деталях.
Однако самым поразительным признаком, несомненно, является искажённый череп, который доминирует на нижнем переднем плане. С прямой линии можно почти различить грубые очертания черепа, но, двигаясь влево, полная форма становится ясной. Таким образом, Ганс использовал своё владение перспективой, чтобы отразить таинственную, но неоспоримую природу смертности.
Перемены
После четырёх лет, проведённых в Базеле, Ганс вернулся в радикально изменившуюся Англию. Он прибыл в тот самый год, когда Генрих VIII покинул Рим, бросив вызов приказам папы, отделившись от Екатерины Арагонской и женившись на Анне Болейн. Хотя круг общения, который он сформировал во время своего первого пребывания в Англии, потерял королевскую благосклонность, Гольбейну удалось снискать расположение новых властей, Томаса Кромвеля и семьи Болейн. Кромвель отвечал за королевскую пропаганду и использовал художественные навыки художника для создания серии весьма влиятельных портретов королевской семьи и двора.
Один из этих портретов не совсем соответствовал плану и фактически способствовал тому, что Кромвель впал в немилость. В 1539 году министр организовал женитьбу Генриха на его четвёртой жене, Анне Клевской. Он послал Ганса сделать портрет невесты, чтобы показать королю, и лестная картина, как говорят, скрепила сделку. Однако, когда Генрих увидел Анну лично, он был очень разочарован её внешностью, и их брак в конечном итоге был аннулирован. К счастью для Ганса, Генрих не лишил его художественной лицензии, а попросту обвинил Кромвеля в ошибке.
Личная жизнь
Находясь в Базеле, Ганс женился на вдове на несколько лет старше себя, у которой уже был один сын. Вместе у них родилось ещё двое детей: сын и дочь, которые изображены на замечательной картине под названием «Семья художника». Хотя картина написана в стиле «Мадонны с младенцем», основная атмосфера, вызванная в картине — это меланхолия, по-видимому, отражающая то, что было далеко не счастливым браком.
За исключением одной краткой поездки в Базель в 1540 году, нет никаких свидетельств того, что Ганс навещал свою жену и детей, живя в Англии. Хотя он продолжал поддерживать их материально, было известно, что он был неверным мужем, и в его завещании было указано, что он был отцом ещё двух детей в Англии. Возможно, ещё больше свидетельств супружеских разногласий можно найти в том факте, что его жена продала почти все его картины, которые он оставил у неё.
Наследие
Большую часть наследия Ганса можно отнести к славе фигур, которые он нарисовал. От Эразма до Генриха VIII его натурщики считались одними из самых важных людей в мире. Их изображения всегда будут привлекать интерес и любопытство на протяжении веков. Его мастерство в столь широком разнообразии средств массовой информации и техник также обеспечило, чтобы его запомнили, как уникального художника. Он не только создавал невероятно реалистичные портреты, но и создавал восхитительные гравюры, поистине впечатляющие религиозные шедевры и некоторые из самых почитаемых доспехов того времени.
Ганс работал самостоятельно, без большой мастерской или толпы помощников, что означало, что он не оставил после себя школы искусств. Более поздние художники, тем не менее, пытались подражать ясности и сложности его работ, но ни один из них не достиг такого же уровня успеха в стольких различных видах искусства. При его жизни репутация Гольбейна была завоевана благодаря его многогранным талантам, а после смерти его слава была обеспечена многочисленными шедеврами, которые он создал.
А в продолжение темы о художниках – восемь малоизвестных фактов о Василии Кандинском, который по праву может считаться признанным отцом абстракционизма.