Пять ностальгических советских фильмов о военных летчицах на Второй мировой, которые заново и заново хочется пересмотреть
477
просмотров
От 500 000 до миллиона женщин — столько служило в разные периоды Великой отечественной войны на фронте. Пожалуй, самые легендарные из советских воительниц — лётчицы. Один ночной бомбардировочный полк, один истребительный и один скоростной бомбардировочный. Девушки в небе наводили ужас на врага. Неудивительно, что их подвиг увековечен в как минимум пяти советских фильмах.

«Небесный тихоход», комедия, 1945

Прославленный лётчик Булочкин из-за ранения перенаправлен в ночной бомбардировочный полк и летает теперь на совсем негероических с виду лёгких самолётах. На новом месте он знакомится с лётчицами-бомбардировщицами и знакомит с ними своих двух лучших верных друзей. Тем временем на фронт приехала молодая корреспондентка. Если кратко, все друг в друга влюбляются.

Фильм снят по свежим следам, так что упор в нём не на героику лётчиц в такой, по традиционным воззрениям, неженской профессии. Наоборот, подвиг их будничен. Они профессиональны, и как так вышло, уже никому не приходит в голову спрашивать. За войну привыкли.

На съёмках фильма исполнители ролей Булочкина и корреспондентки Петровой и в самом деле полюбили друг друга, поженились и прожили вместе двенадцать лет. Дублёрами актёров в воздухе были настоящие военные лётчики, только что вернувшиеся с фронта, они же выступали консультантами.

В 1970 году из фильма вырезали несколько сцен, укоротив его на 10 минут. Например, пропали три сцены, пронизанные игривым настроением — флирт с медсестрой, кокетливый танец Тучи и Кутузовой и воспоминания врача в исполнении Раевской о былых романах. Кстати, лётчик Туча как персонаж появляется ещё раз в детском фильме через тридцать лет! В исполнении того же актёра.

У фильма теперь есть раскрашенный вариант.

«Крылья», психологическая драма, 1966

Простая директриса учебного заведения, Надежда Петрухина, в годы войны служила в смешанном авиационном полку. После победы женщин перестали допускать в авиацию. Но вылеты — не только самое страшное, что помнит Надежда, но и самое прекрасное. Её преследует тоска по небу и навязчивые воспоминания о войне. Запрет для женщин на карьеру в авиации буквально подрезал ей крылья. В конце концов Петрухина решается угнать учебный самолёт. Просто побыть в небе ещё разок.

В годы войны Надежда служила в авиаполку. Кадр из фильма.

В советском прокате фильм пробыл всего три дня. Но его не запретили! Просто прокатчики сочли, что кассы он не сделает, так что уделом картины на долгие годы стали редкие показы в клубах и на тематических вечерах. Драма выстроена типично для авторского кино шестидесятых (насколько можно считать авторским кино неформатные фильмы, всё же оплаченные государством) — без линейного повествования. Прошлое героини выстраивается по обрывкам разговоров, воспоминаний, визуальных намёков. Камера часто идёт от лица героини, от её глаз — на то, что она смотрит, как бы молчаливо превращая её в главного созерцателя, более главного, чем зритель по ту сторону экрана.

Актриса Майя Булгакова изумительно сыграла человека с ПТСР после войны.Она много раз видела таких людей в жизни. Кадр из фильма.

У Надежды одновременно твёрдый и болезненный взгляд — актриса, сама не воевавшая, смогла ухватить и передать это выражение глаз тех, чья душа была обожжена боями. Одна из самых драматичных сцен — когда Надежда бродит по краеведческому музею и слышит, как у стенда, посвящённого её подвигам, говорят, что она умерла. Обозреватели советского кино считают фильм одной из лучших женских картин (то есть снятых одновременно женщиной и о женщине) в двадцатом веке.

«Тысяча сто ночей», документальный, 1970

Сергей Аранович с детства болел небом, хотел стать пилотом. И обязательно каким-нибудь необыкновенным! Так что закончил он Институт морской авиации, стал служить за Полярным кругом. Но через шесть лет попал в тяжёлую аварию, долго лечился, и профессию пришлось сменить. Сергей стал режиссёром. Конечно же, мимо темы «Ночных ведьм» пройти не мог: снял о них документальный фильм.

Воспоминания лётчиц зачитываются актрисами-дикторами от первого лица, что превращает фильм почти в художественный.

В кадре — не только имена лётчиц, но и их занятия до войны. Астроном, инструктор авиаклуба, будущая врач, студентка лётного училища… Каждая из них готовилась к мирной жизни, к тому, чтобы приносить ежедневную пользу, или уже жила для себя и людей. Воспоминания от первого лица и кадры военной хроники. Возможно, этот фильм — самое полное исследование при жизни тех лётчиц, что с фронта вернулись, притом поданный настолько художественно, что кажется кинопоэмой.

«В бой идут одни старики», драма, 1973

Сюжет картины крутится вокруг военных лётчиков-мужчин, но судьба и подвиг лётчиц в нём отмечены особо. На аэродроме совершает вынужденную посадку лёгкий ночной бомбардировщик; внутри — девушки по имени Зоя и Маша. Маша влюбляется в одного из пилотов-мужчин, и тот отвечает ей взаимностью.

Даже на войне хочется влюбляться. Кадр из фильма.

На очередной концерт эскадрилья приглашает женский авиаполк, расквартированный неподалёку. Влюблённые пилоты решают жениться, и просят на это разрешение. Но увы, жениха смертельно ранят в бою. Когда друзья идут сообщить невесте о его смерти, то узнают, что погибла и она.

Это короткое появление лётчиц в картине подкупает простотой подачи, без драматизма сверх того, каким является любая гибель молодых, без бескрайнего удивления, что женщина может покорять небо и воевать.

Лётчицы Зоя и Маша, Кадр из фильма

«В небе „Ночные ведьмы“», драма, 1981

Первый художественный фильм, посвящённый именно самому легендарному авиаполку. И неудивительно! Сняла его бывшая «ночная ведьма» Евгения Жигуленко, вернувшаяся когда-то с фронта в звании гвардии майора и Героя Советского Союза. Ей очень захотелось запечатлеть судьбы подруг, так, как их знали только те, кто рядом. Время уходило, уходили из жизни и ветераны…

Фильм о лётчицах сняла одна из знаменитых лётчиц.

Уже в наше время зрители, не знающие, что снимала картину очевидица и участница событий, порой берутся утверждать, что многие показанные сцены нереалистичны. Дамочки? Таскали стокилограммовые бомбы? Что за чушь, правда? Но именно так всё и было. Другие просвещают, что прозвища «ночные ведьмы» лётчицы не любили, оно оскорбляет их женственность и доброту. Но режиссёр им гордится, и, вероятно, её подруги гордились тоже.

Ваша реакция?