Роберт Раушенберг: художник, который стер рисунок другого художника
729
просмотров
Одна из заповедей реди-мейда (ready-made), изобретенного Марселем Дюшаном (Marcel Duchamp), гласит: не обязательно создавать что-то гениальное, важно лишь доходчиво объяснить, почему это неповторимый шедевр.

Взяв за основу идею своего великого предшественника, Роберт Раушенберг (Robert Milton Ernest Rauschenberg) пошёл ещё дальше: он уничтожил работу другого художника и доказал, что это его собственное произведение искусства. А почему бы и нет?

Дело было так: в 1953 году Раушенберг продемонстрировал всем работу под названием «Стертый рисунок Де Кунинга» (Erased De Kooning Drawing). Никаких премудростей, вполне реальный карандашный набросок Виллема Де Кунинга (Willem de Kooning), который был стерт. История умалчивает, как отреагировал автор картины, но вот в народе поступок Раушенберга вызвал жаркие споры. Подобно другим великим поп-артистам, своей выходкой он поставил под сомнение саму идею традиционного искусства. Может ли стёртая работа другого художника стать полноценным творческим актом и самостоятельным произведением?

Robert Rauschenberg | Erased De Kooning Drawing, 1953

Что мы тут всё «Раушенберг» да «Раушенберг»? Сам урождённый Роберт Милтон Эрнест предпочитал, чтобы его называли просто «Боб». Нет причин отказывать великому художнику в этом удовольствии. Тем более что имя «Боб Раушенберг» стоит не только на его работах, но и в названии галереи во Флориде — Bob Rauschenberg Gallery.

Чего Бобу точно не занимать, так это энергии. За 82 года жизни, 61 из которых он посвятил творчеству, художник через что только не прошёл — от абстрактного экспрессионизма до концептуального искусства. Особую страсть он испытывал к смешению стилей и всяческим экспериментам. Подобно Пабло Пикассо, Раушенберг перепробовал все, до чего только дошли руки: занимался реди-мейдом, увлекался коллажем, инсталляциями, иллюстрациями, перформансом, хореографией, шелкографией, фото- и видеосъёмкой, театральными декорациями, росписью керамики, создавал картины, фрески и даже музыку.

Кстати, в начале своей карьеры Боб соглашался на разного рода работу — оформлял витрины в Нью-Йорке, а также костюмы и декорации для представлений. Создаётся впечатление, что Раушенберг ставил перед собой задачу попробовать всё, отдать себя миру и найти идеальную технику. Самого же себя он называл художником-универсалом.

В своих работах Боб спокойно использовал мусор и любые подручные материалы. Подобно другим представителям поп-арта, он выражал своё видение окружающего мира в шокирующих формах. Благодаря его работам, концептуальное искусство обрело новое дыхание.

Творчество Боба, да и всю его жизнь, очень легко разделить на ярко выраженные этапы. До 21 года будущий всемирно известный художник и не подозревал, что имеет огромный потенциал. Достаточно долго он планировал учиться фармакологии, но уже на первом курсе, во время потрошения внутренностей лягушки, понял, что свернул не туда. Следующие несколько лет унесла Вторая Мировая, во время которой Раушенберг служил братом милосердия в клинике для душевнобольных.

Robert Rauschenberg | Twenty Two (The Lily white), 1949-50 и Untitled (Red Painting), 1954
Robert Rauschenberg | Untitled (small white lead painting), 1953 и Untitled (Red Painting), 1953
Robert Rauschenberg | Black Painting, 1951 и Red Painting, 1951-1953
Robert Rauschenberg | White Painting (seven panel), 1951
Robert Rauschenberg | Black Painting, 1951–53
Robert Rauschenberg | Untitled (black painting with portal form), 1952–53

И вот, наконец, после всех этих испытаний на волю вырвался неудержимый творец и экспериментатор. В начале 50-х Роберт посвятил себя трём основным сериям работ. Первая из них — «Белая живопись» (White Paintings) — выполненные на белом фоне черные цифры и фигуры. Следующая — «Черная живопись» (Black Paintings) — в ней на полотна наклеивались обрывки скомканных газет и покрывались чёрной эмалью. И последняя — «Красная живопись» (Red Paintings) — полная абстракция в красных тонах, частично состоящая из газетных вырезок, ржавых гвоздей, потёртых фотографий и прочего мусора.

Середина 50-х запомнилась миру его «комбинированными картинами», скорее напоминающими инсталляции. Известнейшая из них — «Одалиска» (Odalisk) — состоит из мольберта, к которому прикреплены фотографии и репродукции. Стоит он на атласной подушке, а сверху восседает чучело курицы. Кстати, название дословно означает «горничная, рабыня, служанка» или девушка из гарема султана.

Robert Rauschenberg | Odalisk, 1955-1958 и Robert Rauschenberg | Bed, 1955
Robert Rauschenberg | Monogram, 1955-1959

Следующая — «Кровать» (Bed), состоит из личного элемента меблировки Раушенберга, забрызганного краской и поставленного вертикально. Почти реди-мейд, если бы не цветовое вмешательство автора. Эта работа особенно ярко говорит о влиянии на автора дадаистов Марселя Дюшампа и Курта Швиттерса (Kurt Schwitters).

И последнее, самое парадоксальное творение этой серии — «Монограмма» (Monogram). Трудно представить, что Боб имел в виду, засовывая иммитацию барана внутрь автомобильной шины.

 Конец 50-х для Роушенберга был наполнен познанием фроттажа, новой для него техники, изобретенной Максом Эрнстом (Max Ernst). Она знакома многим ещё с детства, когда мы подкладывали монетку под лист бумаги и водили сверху ребром незаточенного карандаша, чтобы рисунок проявился на листке. Конечно, не все стали великими художниками после этого, а вот Боб создал на основе этой техники целый цикл из 34 графических иллюстраций к «Божественной комедии» (La Divina Commedia) Данте Алегьери (Dante Alighieri).

Robert Rauschenberg | La Divina Commedia
Robert Rauschenberg | La Divina Commedia
Robert Rauschenberg | La Divina Commedia

В 60-х Роберт увлёкся шелкографией. Одна из самых известных его работ в этом стиле — «Путь в небо» (Skyway). Это полотно занимает более 25 м2. На него нанесены десятки фотографий, портретов и схем — лицо Джорджа Кеннеди соседствует с картиной Питера Рубенса, а схема полета на Луну — с продуктами массовой культуры XX века.

В конце 60-х Боб создал самую большую литографию из всех, что когда-либо были созданы в мире до сегодняшнего дня, и дал ей название «Помощник» (Booster). Её размер составляет 182х89 см. В основу этого шедевра положен рентгеновский снимок самого Раушенберга, наложенный на схему движения небесных тел в 1967 году. Кроме того, если приглядеться, можно увидеть в разных частях литографии прыгающего спортсмена, два сверла, стула и даже непонятный чертеж.

Robert Rauschenberg | Skyway, 1964 и Booster, 1967

С началом 70-х Боб с головой ушёл в совсем другого рода искусство. В основном это был перформанс, разбавленный хэппенингами и другими небольшими театрализованными представлениями.

Кстати, известным художником Боб стал уже при жизни, хоть и не с первой попытки. Его дебютная выставка прошла в 1951 году в галерее Бетти Парсонс (Betty Parsons), однако, работы не произвели на критиков ожидаемого впечатления. Лишь через 7 лет после этого мастер получил всеобщее признание и славу.

Роберт Раушенберг вошёл в историю как один из самых знаменитых поп-арт художников, представитель абстрактного импрессионизма, концептуального искусства, реди-мейда и экспериментального творчества.

Благодаря своему вкладу в мировую культуру, он встал в один ряд с Энди Уорхолом, Роем Лихтенштейном (Roy Fox Lichtenstein) и Джаспером Джонсом. Мировое признание он получил из-за своей страсти к экспериментам и поразительной плодовитости в творчестве. А в наших сердцах Боб останется человеком, который стёр рисунок другого художника.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится