Возвышение статуса крупных феодалов
Принято считать, что средневековое военное и земледельческое сословие, известное сегодня как рыцарство, впервые начало формироваться в VIII веке во Франкском государстве в связи с его переходом от пешего народного войска к конным дружинам вассалов. Толчком к этому процессу стало вторжение арабов и их союзников ─ христиан Иберийского полуострова, совместными усилиями захвативших Галлию. Крестьянское ополчение франков, полностью состоявшее из пехоты, не могло дать отпор коннице врага и терпело одно поражение за другим.
В результате находившиеся у власти Каролинги были вынуждены прибегнуть к помощи синьората, то есть местных феодалов, обладавших большим количеством вассалов, и способных сформировать из них сильное конное войско. Те откликнулись на призыв короля, но потребовали за свой патриотизм дополнительных привилегий. Если в прежние времена сеньор был лишь командиром вольных ополченцев, то теперь войско состояло из людей, состоявших от него в прямой зависимости, что непомерно возвышало его статус. Так началось зарождение рыцарства и рыцарской культуры, с которой у нас теперь неразрывно связано представление о Средневековье.
Сословие титулованной знати
В эпоху Крестовых походов по всей Европе возникло большое количество религиозно-рыцарских орденов, в результате чего вошедшие в них феодалы образовали крайне замкнутую социальную группу наследственной аристократии. Под воздействием Церкви (а отчасти и поэзии) в ней с годами сложилась уникальная рыцарская культура, краткому описанию которой посвящена данная статья.
В последующие века в связи с усилением государственной власти и появлением огнестрельного оружия, обеспечившем перевес пехоты над конницей, а также формированием регулярных армий, рыцари утратили значение как самостоятельная военная сила. Однако, своё влияние они сохраняли ещё очень долго, превратившись в политическое сословие титулованной знати.
Кто входил в число рыцарей?
Как сказано выше, рыцарская культура европейского Средневековья зародилась в среде крупных феодалов ─ носителей громких титулов и обладателей не только обширных земельных владений, но и многочисленных дружин, порой сопоставимых с армиями целых государств. Как правило, каждый из них имел родословную, уходящую корнями в глубину веков, и окружавшую его ореолом высшего благородства. Эти рыцари составляли элиту общества, и уже по одному этому не могли быть многочисленны.
На следующей ступени социальной лестницы той эпохи находились также благородные отпрыски старинных фамилий, в силу сложившихся обстоятельств не имевшие крупных земельных наделов и, соответственно, лишённые материальных богатств. Всё их достояние состояло в громком имени, военной выучке и доставшемся по наследству оружии.
Многие из них формировали из своих крестьян отряды и во главе их служили в армиях крупных феодалов. Те же, кто не располагал крепостными душами, часто путешествовали в одиночестве, сопровождаемые лишь оруженосцем, и порой примыкали к случайным отрядам, становясь наёмниками. Были среди них и такие, кто не брезговал откровенным разбоем, лишь бы обрести средства для поддержания образа жизни, соответствующего рыцарскому достоинству.
Замкнутость нового аристократического сословия
Один из важнейших элементов рыцарской культуры Средневековья состоял в том, что профессиональная военная служба являлась уделом лишь феодалов. Известно много случаев, когда всевозможным торговцам, ремесленникам и прочему «чёрному люду» на законодательном уровне запрещалось ношение оружия и даже верховая езда. Порой благородных рыцарей переполняла столь необузданная спесь, что они демонстративно отказывались сражаться в битвах, если в них принимала участие пехота, формировавшаяся, как правило, из простолюдинов.
Устойчивость рыцарской культуры, сохранявшейся на протяжении нескольких веков, во многом объясняется тем, что их стан был крайне замкнутым. Принадлежность к нему передавалась по наследству и лишь в исключительных случаях могла быть дарована монархом за особые заслуги и подвиги. Согласно традиции, истинный рыцарь должен был происходить из какого-либо знатного рода, благодаря чему всегда мог сослаться на генеалогическое древо своих предков.
Кроме того, он должен был обладать фамильным гербом, внесённым в геральдические книги, и собственным девизом. Однако со временем строгость правил начала постепенно ослабевать, а с развитием городов и всевозможного предпринимательства, рыцарское достоинство и связанные с ним привилегии, стали приобретаться за деньги.
Обучение будущих рыцарей
Когда в семье феодала появлялся сын, то основные элементы рыцарской культуры закладывались в него с самых ранних лет. Едва ребёнок освобождался от нянек и кормилиц, как попадал в руки наставников, которые обучали его верховой езде и владению оружием ─ в первую очередь мечом и пикой. Кроме того, юноша обязан был уметь плавать и вести рукопашный бой.
По достижении определённого возраста он становился вначале пажом, а затем оруженосцем какого-либо взрослого рыцаря, порой, собственного отца. Это являлось дополнительным этапом обучения. И лишь после того как молодой человек, пройдя весь курс наук, становился способен на деле продемонстрировать усвоенные навыки, он удостаивался чести быть посвящённым в рыцари.
Забава, ставшая обязанностью
Кроме военного дела, ещё одним важным элементом рыцарской культуры была охота. Ей придавалось столь большое значение, что, являясь, по сути, забавой, она становилась обязанностью представителей элиты. В ней, как правило, принимал участие не только знатный сеньор, но и вся его семья. Из сохранившейся литературы, посвящённой вопросам «рыцарского искусства», известно, что был установлен определённый порядок проведения охоты, которому должны были следовать все благородные господа.
Так, предписывалось, чтобы на выезде в охотничьи угодья рыцаря непременно сопровождала его жена (разумеется, если она у него имелась). Она должна была скакать на коне с правой стороны от мужа и держать на руке сокола или ястреба. От каждой супруги благородного рыцаря требовалось умение выпускать птицу, а затем принимать его обратно, ведь от её действий часто зависел общий успех.
Что же касается сыновей феодала, то они с семилетнего возраста сопровождали родителей во время охоты, но держаться были обязаны с левой стороны от отца. Это аристократическое развлечение входило в общий курс их обучения, и игнорировать его юноши не имели права. Известно, что порой страсть к охоте приобретала у феодалов столь крайние формы, что само это занятие подвергалось осуждению Церкви, поскольку, проводя всё свободное время в погоне за дичью, господа забывали посещать богослужения, а соответственно, переставали пополнять приходской бюджет.
Великосветские модники
Рыцарская культура Средневековья вырабатывала у тех, кто принадлежал к этому узкому сословию, особый тип психологии и обязывала их иметь целый ряд определённых качеств. Прежде всего рыцарь должен был обладать достойной восхищения внешностью. Но поскольку природа не всех одаривает красотой, тем, на ком она сэкономила, приходилось прибегать к разного рода ухищрениям.
Если посмотреть на картины, гравюры или гобелены, выполненные средневековыми мастерами, изображавшими рыцарей не в доспехах, а в «гражданской» одежде, то поражает взгляд изысканность их нарядов. Современными учёными написаны сотни трудов, посвящённых моде Средневековья, и всё равно она представляет собой необозримое поле для исследователей. Оказывается, рыцари ─ эти суровые и сильные люди, были необычайными модниками, за которыми угналась бы далеко не каждая светская львица.
То же можно сказать и о причёсках. На старинных картинах перед зрителем предстают и пышные локоны, спадающие на закованные в броню плечи, и жёсткий ёжик, придающий его обладателю строгий и решительный вид. Что же касается бород, то здесь фантазия цирюльников была просто безгранична, и надменные физиономии господ украшались самыми немыслимыми волосяными композициями от вульгарного веника до тончайшей иглы на конце подбородка.
Новинки моды, выкованные из стали
Веяниям моды следовали и при выборе доспехов, которые должны были быть не только надёжной защитой их владельца, но и показателем его статуса. Любопытно отметить, что выковывались они в соответствии с бытовавшей в тот период модой на парадные костюмы. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с коллекциями защитного вооружения, представленными в крупнейших музеях мира.
Например, в «Рыцарском зале» Эрмитажа представлено немало доспехов, своим видом напоминающих наряды придворных щёголей, о чём, обычно, упоминают музейные экскурсоводы. Кроме того, многие образцы оружия той эпохи являются настоящими произведениями декоративного искусства, что также служило поддержанию престижа их владельцев. Кстати, вес комплекта доспехов и сопутствующего вооружения достигал 80 кг, следовательно, рыцарь должен был иметь хорошую физическую подготовку.
Бесконечные поиски славы
Ещё одним непреложным требованием рыцарской культуры средневековой Европы была забота о собственной славе. Чтобы воинская доблесть не меркла, её требовалось подтверждать всё новыми и новыми подвигами. В результате, истинный рыцарь находился в постоянном поиске возможностей стяжать очередные лавры. Например, даже малейший пустяк мог послужить поводом для кровавого поединка с малознакомым противником, разумеется, если и тот принадлежал к избранному сословию. Марать же руки о простолюдина считалось совершенно недопустимым. Для наказания смерда у рыцаря имелись слуги.
Рыцарская культура предусматривала и такую форму проявления доблести, как участие в турнирах. Как правило, они представляли собой состязания конных воинов на копьях, и проводились при большом скоплении народа. Если же пики ломались, то бойцы обнажали мечи, а затем брали в руки булавы. Подобные зрелища выливались в настоящие праздники. Поскольку целью поединка было выбить противника из седла и сбросить его на землю, а вовсе не убить или ранить, то участники боёв обязаны были соблюдать определённые меры предосторожности.
Так, разрешалось использовать только тупые копья или даже оснащённые наконечниками в виде поперечно установленных пластин. Мечи предварительно затуплялись. Также и турнирные доспехи должны были иметь дополнительную прочность, в отличие от боевых, которые, в ущерб безопасности, делались более лёгкими, но при этом позволявшими рыцарю сохранить силы для длительного сражения. Кроме того, во время турнирного поединка всадники отделялись друг от друга специальным барьером, чтобы в случае падения одного из них на землю он не попал под копыта лошади своего противника.
Однако, несмотря на все меры предосторожности, поединки нередко заканчивались увечьем или даже смертью участников, что придавало им особую притягательность в глазах зрителей и служило к вящей славе победителя. Примером тому может служить смерть короля Франции Генриха II Валуа, трагически погибшего на турнире в 1559 году. Копьё его противника графа Монтгомери сломалось при ударе о панцирь, и обломок угодил в глазную прорезь шлема, отчего доблестный монарх скончался в ту же минуту. Тем не менее, по законам рыцарства и рыцарской культуры, подобная смерть считалась наиболее достойным завершением жизни. О погибших на турнирах слагались баллады, исполнявшиеся затем трубадурами и менестрелями ─ средневековыми предшественниками современных бардов.
Куртуазно-рыцарская культура
Прежде чем говорить об этом весьма своеобразном явлении Средневековья, следует дать определение самому понятию «куртуазности». Оно вошло в обиход благодаря многим литературным памятникам, отражающим кодекс рыцарской чести, и включает в себя систему правил поведения, принятую когда-то при дворах европейских монархов.
Согласно бытовавшим требованиям, истинный рыцарь обязан был не только проявлять военную доблесть, но и уметь вести себя в светском обществе, поддерживать непринуждённый разговор, и даже петь. Именно куртуазно-рыцарская культура явилась основой для создания в будущем правил этикета, широко распространившихся в Европе, и ставших нормой поведения всех воспитанных людей.
Литература нежных чувств и военных подвигов
Куртуазность нашла своё отражение и в литературе. В частности, по этому поводу уместно вспомнить лирическую поэзию трубадуров, получившую особо широкое распространение на юге Франции. Именно она породила «культ Прекрасной Дамы», которой истинный рыцарь обязан был служить, не жалея ни сил, ни жизни.
Характерно, что в произведениях любовной лирики, описывая чувства рыцаря к его госпоже, авторы используют весьма специфическую терминологию, постоянно прибегая к таким выражениям, как «служба», «присяга», «синьор», «вассал» и т. д. Иными словами, понятие рыцарской культуры, включая в себя служение Прекрасной Даме, ставит его в один ряд с военной доблестью. Недаром было принято говорить, что победа над сердцем строптивой красавицы не менее почётна, чем над врагом.
Развитие рыцарской культуры дало толчок к появлению нового и весьма своеобразного литературного жанра. Основным сюжетом его произведений являлось описание приключений и подвигов благородных героев. Это были рыцарские романы, воспевавшие идеальную любовь и бесстрашие, проявляемое во имя личной славы. Произведения этого жанра были необычайно популярны в Европе, и находили множество поклонников даже в те времена, когда читать умели лишь единицы. Достаточно вспомнить знаменитого Дон Кихота, ставшего жертвой этих средневековых бестселлеров.
Дошедшие до нас романы подобного рода представляют не только художественный, но также и исторический интерес, поскольку в них во всей полноте отображены черты рыцарской культуры и особенности быта той эпохи. Характерной особенностью произведений этого жанра становится акцент, который авторы начинают делать на отдельных людских личностях. Их героями становятся не боги или какие-либо мифические персонажи, а люди.
Так, во многих романах фигурируют такие исторические и полуисторические личности, как король бриттов Артур и его ближайшие сподвижники: Изольд, Ланселот, Тристан, а также прочие рыцари «Круглого стола». Именно благодаря этим персонажам в сознании современных людей сложился романтический, но далеко не всегда достоверный образ благородного рыцаря, шагнувшего к нам из Средневековья.