Фредерик Артур Бриджмен известен своими живописными работами на тему Востока. В возрасте пяти лет он заявил, что решил стать художником, а в шестнадцать бросил школу и начал свою карьеру гравера в Американской компании по банкнотам. Однако вскоре эта работа наскучила Артуру, и в 1866 году он отправился в Париж, чтобы учиться у художника и скульптора Жана—Леона Жерома в Школе изящных искусств. В 1873 году он отправился в северную Африку.
В Африке Бриджмен работал в течение пяти лет, создав сотни эскизов и собрав артефакты и костюмы. Бриджмен рисовал Восток и Африку пышно, загадочно, роскошно и, самое главное, реалистично. Его образы экзотических людей и культур очаровывали американцев и европейцев в течение 1880—х годов. Впоследствие Бриджмен создал еще множество восточных картин по памяти, вдохновленной большой коллекцией приобретенных египетских и алжирских сувениров.
Что позволило Бриджмену так натуроподобно передать этот регион на своих картинах до мельчайших деталей, так это работа с натуры. В отличие от коллег, художнику позволили войти в дома и гаремы людей, с которыми он встречался. В путешествии по Алжиру и Египту, Бриджмен выполнил более трехсот эскизов и множество фотографий, изображая мир богато украшенных и роскошко одетых женщин в вуали с использованием прозрачных эффектов. Огромная коллекция артефактов, которые он приобрел в своих путешествиях, в том числе костюмы, предметы архитектуры и искусства, украшала его дом.
Спустя какое—то время живописец почувствовал потребность в смене тематики и попытался найти себя в жанре символизма, а затем, в 1890—х гг. обратился к историческим, библейским темам и к античной мифологии («Фараон, пересекающий Красное море» и «Отвод ассирийского царя»). В 1890 году в Нью—Йорке он опубликовал книгу «Зима в Алжире», которую он иллюстрировал своими картинами. Эти наиболее поздние работы не были настолько же удачны, как его восточные полотна. После Первой мировой войны его популярность резко снизилась, и он перебрался из Парижа в Лион—ла—Форе (Нормандия, Франция), где и прожил до конца своих дней, не оставляя живопись.
«Процессия священного быка Анубиса» — анализ
На одной картине Бриджмена, «Процессия священного быка Анубиса», остановимся подробнее.
Картина относится к историческому жанру и имеет ссылку на древеегипетскую традицию быка. Уже в глубокой древности люди обожествляли крупный рогатый скот – быков и коров. Уильям Тайлер Олкотт в своей книге «Мифы о солнце» подробно описывает детали и смысл египетской процессии с быком.
Апис — в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском (который мы видим на голове быка на картине). Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса (отсюда и название картины «бык Анубис»). Процессией руководят жрецы, а ликующие толпы сопровождают ее. Дворцовые служащие несут скульптуру самого Осириса.
В день праздника Осириса жрецы приводили быка на берега Нила и торжественно топили его в реке Ниле. Затем бальзамировали и хоронили в Мемфисе. Траур продолжался до тех пор, пока не находился другой бык, напоминавший предыдущего, с такими же отметинами. «Аписы появляются через большие промежутки времени. Их явления отмечаются всеобщим ликованием. Апис – это телёнок от коровы, которая по рождении его не может уже никогда быть стельной (то есть, она рожает один раз). По словам египтян, на корову нисходит с неба луч света, и от него она рождает Аписа. Апис чёрный, на лбу белое треугольное пятно, на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы, под языком изображение жука» [Геродот, 3:27—28].
Интересна символика быка: черная шерсть быка символизировала опаляющее воздействие солнца на тела, а белое пятно на лбу животного и полумесяц на боку — символ луны. Орел и жук — символы солнца. Важную роль на картине играет ритм: процессия движется, мы даже слышим как люди ликуют, практически ловим каждое мановение музыкальных инструментов в руках жриц. Самым выделяющимся «пятном» на картине является, конечно, бык — главный герой живописного произведения. Художник достиг этого с помощью наиболее темных красок (если основная часть картина окрашена в светло—коричневые, коричневые тона, то сам бык имеет черную шерсть, что акцентирует внимание). Жрица впереди процессии смотрит прямо на нас, зрителей, словно приглашая принять участие в празднике быка. Свет на картине плавно протекает слева направо — по направлению самой процессии, падает на колонны с египетскими узорами, освещает быка и ведущих жрецов. Яркие солнечные лучи позволяют нам также разглядеть росписи на стенах дворца. В целом картина относится к ориенталистскому жанру, тесно переплетающемуся с историческими и религиозными мотивами.