Так или иначе, а бывшим подданным Османской империи было обещано счастливое будущее, заплатить же за его наступление следовало отказом от давних традиций, немалое место среди которых отводилось головным уборам.
Мустафа Кемаль и курс на вестернизацию страны
С капитуляцией Османской империи и упразднением султаната после Первой мировой войны закончилась целая эпоха в истории этого государства. Начиналась новая –стране требовалось становиться на путь реформирования. Программа, к счастью, была, как был и человек, готовый стать новым национальным лидером и повести соотечественников к прогрессу и процветанию. Им стал Гази Мустафа Кемаль-паша, который позже, после упразднения титулов и введения фамилий, получит имя Ататюрк – то есть «отец турков».
Но произойдет это лишь в 1934 году, когда его родина уже будет Турецкой республикой. Родился же Мустафа Кемаль в стране, которая называлась Османской империей, в 1881 году, причем точная дата его появления на свет так и не установлена, она и Ататюрку известна не была. Сам он впоследствии выбрал в качестве дня своего рождения 19 мая – день начала войны за независимость Турции. Прямолинейный, упорный, независимый, Мустафа получал образование в военной школе, затем в военном колледже, а после его окончания поступил в академию генштаба. В 1905 году он создал революционную организацию под названием «Ватан», то есть «Родина», побывал под арестом, но продолжал военную карьеру.
После поражения Османской империи в Первой мировой войне и оккупации страны иностранными войсками Мустафа Кемаль стал во главе созванного парламента и возглавил правительство, после чего сосредоточил усилия на борьбе за территориальную независимость Турции. Война окончилась в 1923 году подписанием Лозаннского мирного договора. Было провозглашено создание Турецкой республики во главе с первым президентом – Мустафой Кемалем.
Османский халифат был ликвидирован, предстояло пересмотреть всю систему общественного устройства. Ататюрк взялся за дело. Всего за пару десятков лет лидер Турции полностью изменит облик страны и жизненный уклад ее жителей, но начнет он, в лучших традициях Петра I, с национального костюма. В новую жизнь граждане республики должны были вступить в новой одежде и в непривычных головных уборах.
«Встречают по одежке»
Традиционным головным убором мужчин в Османской империи был тюрбан или феска – красный колпак с черной кисточкой. Феска была введена султаном Мехмедом II в 1826 году как головной убор чиновников и солдат. Сам Ататюрк уже неоднократно примерял европейский костюм – например, в 1910 году во время проведения военных маневров в Пикардии.
25 ноября 1925 года началась реформа одежды и головных уборов в Турции. Был введен новый обязательный дресс-код для государственных служащих: им полагалось быть одетыми в костюм западного образца, носить галстук, на голову было необходимо надевать шляпу с полями. Для остальных граждан смена гардероба была пока лишь настойчиво рекомендована. Сам Мустафа Кемаль, приезжая в города с выступлениями, демонстрировал облик гражданина новой Турецкой республики, и, воодушевленные его словами и речами, горожане после окончания выступления сами прощались со своими фесками и спешили в магазин за шляпой.
Торговцы не успевали обеспечивать спрос на новые головные уборы - на такие перемены турки откликнулись с готовностью. Но, правда, не везде. Если в Стамбуле росли очереди за шляпами, то на севере и востоке Анатолии начались протесты.
Шляпа с полями там воспринималась как символ «франков» - так называли европейцев. А что могли франки понимать в мусульманских традициях? Ежедневный пятикратный намаз невозможно было выполнить по всем правилам – поля шляпы мешали прикоснуться лбом к полу во время молитвы, а значит, и поклониться Аллаху. Возражая против новой моды, население анатолийских городов отвергало и другие перемены. Разумеется, к протестантам, подрывавшим реформы и авторитет правительства, были применены суровые меры.
Протесты и их подавление на пути к новым реформам
Атиф Ходжа из города Искилип, исламский богослов, двумя годами ранее написавший трактат против подражания европейцам, был схвачен жандармами и отправлен под суд за критику новых правил. 4 февраля 1926 года Атиф Ходжа и его «сообщник» Али Риза были казнены. Говорили, что властям просто-напросто понадобился козел отпущения, чтобы усмирить волнения в стране. Утверждается, что во время беспорядков, вызванных протестами турков против нового дресс-кода, погибло около пятидесяти человек.
В 1934 году меры по внедрению европейской одежды стали жестче: был принят закон, по которому за ношение фески вместо шляпы с полями грозило лишение свободы на срок от двух до шести месяцев. Этот закон о запрещенных предметах одежды, принятый на время проведения реформ, формально действовал вплоть до 2014 года, хотя по сути, давно игнорировался.
В двадцатые годы прошлого века радикальным образом изменился облик турчанок: Ататюрк «открыл» женские лица и фигуры, до этого веками скрываемые от посторонних глаз за разного рода покрывалами. «Наши женщины чувствуют и мыслят, как и мы», - утверждал президент. В Турции раньше, чем во многих других странах, в том числе и европейских, было реализовано право женщин голосовать и быть избранными в парламент – это произошло уже в 1934 году. Кстати, вслед за все тем же Петром Великим Ататюрк приучал стеснительных соотечественниц посещать балы и танцевать на них.
За очень короткий срок Турция была не просто «переодета»; жизненный уклад и мировоззрение жителей страны стали другими. Земли, на которых на протяжении столетий все определялось требованиями ислама, превратились в территорию светского государства – с иными, новыми – западными ценностями и приоритетами.
Сам Ататюрк – по сути, диктатор, но использовавший свою власть не в корыстных целях, а для эффективного реформирования общества, - стал по-настоящему исторической фигурой. С другой же стороны, сама история вела Османскую империю к переменам, и первый президент новой республики стал в каком-то смысле лишь орудием в ее руках. А получилось бы убедить население следовать по новому пути, предварительно не научив его носить новую одежду и новые головные уборы, – вопрос, остающийся открытым.
Оказавшись на некоторое время вне закона в Турции, феска не утратила своего значения для остального мусульманского мира. А вот что еще носят на голове восточные мужчины: тюрбан, тюбетейка и другое.