Картина является одним из самых известных произведений мастера, но при всей своей красоте и легкости, таит в себе множество скрытого символизма.
Но какого? И причем же тут святой Лука?
Принято считать, что на картине изображен евангелист Лука (являющийся покровителем художников), обращенный к Деве Марии, которая держит на коленях младенца Иисуса.
К сожалению не сохранилось ни каких письменных свидетельств времен создания шедевра, но Ван дер Вейден, вероятно, написал свою знаменитую работу для Гильдии художников Святого Луки в Брюсселе, что частично объясняет изображение именно святого Луки.
Особая атмосфера частично достигается за счет использования ярких красок и иконографии богатой символическими мотивами.
Фигуры расположены в буржуазном интерьере, помещенном на фоне внутреннего двора, реки с городом и живописного ландшафта.
Во дворе находится огороженный сад, являющийся одним из многих символов чистоты Девы Марии.
Принято считать, что Вейден находился под сильным влиянием известного религиозного художника Яна ван Эйка и картина во многих аспектах является вольной копией «Мадонны канцлера Ролена».
Что вполне заметно по общей композиции, элементам ландшафта и цветами одежд действующих лиц.
Однако в последующих копиях (к настоящему времени известно о существовании трех) Вейден вносит множество отклонений от концепций ван Эйка.
Может показаться удивительным, но вовсе не Дева Мария а евангелист Лука изображен в качестве главного персонажа. Его профессия художника достаточно реалистично показана с учетом специфики ремесла XV века.
Кроме того, многие исследователи склонны считать, что Вейден ассоциирует Луку не иначе как с собой, придавая ему практически абсолютное внешнее сходство.
С учетом, что сам художник являлся крайне влиятельным человеком и находился под особым покровительством Бургундского двора, и даже являлся официальным живописцем города Брюсселя, не возникает сомнений, что при желании он вполне мог себе позволить даже такую дерзость.
Возможно, он хотел ассоциировать себя как со святым, так и с основателем живописи.
Это подкрепляется тем фактом, что Лука показан рисующим «серебряной иглой» на белой бумаге, а это чрезвычайно сложная техника, которая требует высокой концентрации и мастерства, но именно ее обычно и использовал Вейден для создания набросков.
Современные искусствоведы склонны считать, что художник не только изобразил себя в образе святого, но и смело подчеркивает свое умение и мастерство в создании подготовительных эскизов.