Работа приобрела скандальную известность во время своей первой же выставки в 1828 году. Смерть, разврат и обнаженные женщины на картине исторической тематики считались выходящими за пределы неоклассической живописи тех времен.
Но что же за события происходят на этом весьма неоднозначном произведении?
В основу сюжета легло сказание о Сарданапале, последнем царе Ассирии, легшее в основу многих художественных и литературных произведений эпохи романтизма.
Основной акцент картины поставлен на большой кровати задрапированной богатой красной тканью. На ней лежит грозный правитель, наблюдающий бескорыстным взглядом за происходящим хаосом.
Он одет в струящиеся белые ткани и роскошные одежды щедро украшенные золотом. У ног царя лежит бездыханная женщина, расположенная в нижней половине кровати.
Всего же на картине одновременно происходит не менее пяти или шести будоражащих воображение сцен. Практически все печальные события происходят с обнаженными женщинами и от рук мужчин.
События показаны в несколько разных смысловых оттенках, но в целом выглядят достаточно вызывающе.
Примечательно, что человек на переднем нападает не на женщину (как остальные), а на причудливо украшенную лошадь.
Молодые люди рядом с которыми на столе стоит кувшин с вином и бокал безучастно наблюдают за происходящим. На заднем плане видны несколько архитектурных элементов, которые трудно различить.
Делакруа использовал при создании работы достаточно размашистый живописный мазок, позволивший передать события в динамике.
В целом картина достаточно хаотична и яростна что подчеркнуто яркими цветами.
Примечательно, что несмотря на существенную асимметрию картины, ее общее содержание является достаточно сбалансированным.
Обособленная женщина, откинувшаяся головой слона внизу кровати, является единственной фигурой, которая напрямую взаимодействует со зрителем.
Все остальные персонажи сосредоточены на событиях происходящих внутри самой картины.
Несмотря на то, что в начале XIX века картина была крайне отрицательно воспринята критиками, а сам автор обвинен в эротомании и других, психических расстройствах, вскоре все изменилось и будораживший воображение шедевр занял свое заслуженное место в парижском Лувре.
В заключении следует отметить, что при создании «Смерти Сарданапала» Делакруа действительно преследовал цель потрясти зрителей.