Переориентация киноиндустрии в 1930-х годах на массовые развлечения повлекла за собой поворот к универсальным формулам как средству повышения эмоционального воздействия кино на зрителей. Встал вопрос о необходимости построения «структур чувств», которые могли бы помочь поддержать идеологические кодексы нового «идеального» общества. Хронологически здесь речь пойдет о советских романтических комедиях, начиная с 30-ых, заканчивая 60-ыми годами, попутно отмечаться общие тенденции времени.
«Поучать развлекая»
Одним из аспектов советской романтической комедии является самосознание и саморефлексивность. Что важно, ведется откровенный дискурс о любви, выраженный в повторяющихся сценах, где персонажи явно объясняют друг другу, что такое любовь и кто такие мужчины и женщины. Существуют разные модели подачи информации. Допустим, когда персонаж объясняет другому, что любовь с первого взгляда невозможна, или что судьба - миф, как правило, это установка для одного из них осознать, что на деле это не так. Возможный скептицизм зрителя признается и, таким образом, разоружен.
Известный факт – в СССР эротизма не было. Была любовь платоническая - чистая, светлая, в унисон идущая с интересами партии и трудового коллектива. Разбираемся, какие приемы выразительности использовались на советском экране, попутно активно выступая механизмом внушения новых ориентиров. В 30–50-х годах было не принято и даже постыдно открыто выражать любовь. Тогда были придуманы новые приемлемые формы непрямого «говорения» о ней. Среди них можно назвать «рассказ одного из персонажей любовной «пары» другому об имеющемся у него (нее друге) подруге, которому, якобы, требуется совет в любовных делах.
Фильмы содержали явный и неявный дискурс о природе любви и природе мужчин и женщин
Другим, часто встречающимся приемом «объяснения в любви», можно считать эпизоды с писанием писем и дневников, где герои могут не стесняясь говорить о своих чувствах, не боясь отказа партнера и / или осмеяния окружающих.» [Дашкова, 2004] Очевидно, что известные строки «краснеть удушливой волной, едва соприкоснувшись рукавами" стали парадигмой новых взаимоотношений между мужчиной и женщиной. «Интимные отношения на экране, самым смелым выражением которых является поцелуй, протекают в парках, на стадионе или посреди пшеничного поля, но гораздо реже – в доме, тем паче – в спальне» [Маматова, 1995].
Однако, на деле не все так просто, скрытый эротизм в советский кинематограф был также заложен. Как пишет исследователь Т. Дашкова, эротическое состояние передавалось через показ природы: весеннее таяние снегов («Свинарка и пастух»), водоворот, водопад, ледоход («Сказание о земле Сибирской»), лесосплав («Три товарища»), ритмично колосящаяся пшеница («Кубанские казаки»). В редких случаях об эротических эмоциях «говорится» напрямую, то есть минуя аллегории: для этого также складывается особый условный язык – обычно это касается «сцены с поцелуем». Примерами такого рода могут служить эпизод «переворачивания мира» сразу после поцелуя любовной пары (В. Серова / Е. Самойлов) в финале к/ф «Сердца четырех».
Эротическое состояние в фильмах может проявляться и в гораздо более неожиданных формах. Наиболее заметны в этом отношении такие действия, как сальто или танец вприсядку в качестве жестового выражения нахлынувшего на мужчину счастья и эротического возбуждения. Самый яркий пример — эпизод из фильма «Цирк», в котором герой Сергея Столярова, узнав, что героиня любит его, а не соперника, вместо того чтобы расцеловать ее — целует в морду стоящую рядом лошадь и делает сальто. [Дашкова, 2004] В фильмах рассматриваемого периода практически никто не сомневается в своих чувствах – герои точно знают, что влюблены и хотят жениться/выйти замуж.
В СССР эротизма не было
Все это является свидетельством «неэротического» и «нетелесного» характера любви в кинематографе описываемого периода. Примечательно, что любовь на экране не находится в сфере частного, она протекает прилюдно. Влюбленным дают советы, их обсуждают коллеги и друзья и т.д. «Общественный» характер любовных отношений подчеркивается еще и тем, что любовь рассматривается только как способ построения семьи, то есть любовь для брака. [Дашкова, 2004]
Не забываем, что любовная картина или комедия, несомненно, приправляется антуражем новой советской жизни.
Во всем известной «Иронии судьбы» в начале показывается система, которая привела к одинаковым городам и одинаковым квартирам. Современного зрителя это может сбить с толку, но в этом сюжетном приеме присутствует идея о том, что каждый в другом городе чувствует себя как дома. Проект «воспитания чувств» был сложной задачей, однако, стоит признать, довольно действенной. До сих пор старшие поколения с теплотой вспоминают советские фильмы, ценя их за насыщенные, добрые и, вместе с тем, поучительные сюжеты. Фильмы содержали явный и неявный дискурс о природе любви и природе мужчин и женщин. И кинематограф, в этом смысле, стал одним из инструментов на пути к достижению идеального коммунистического будущего.