Статусный покровитель: «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи в деталях
848
просмотров
Горностай на картине Леонардо — вовсе не милая зверушка, с какими любят позировать нарядные барышни, а символ, с помощью которого влиятельный человек пытался поставить точку в секс-скандале.
Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем» Ок. 1490

«Дама с горностаем» Леонардо да Винчи — это, как полагают многие исследователи, знаменитый в свое время портрет Чечилии Галлерани, прославленной красавицы XV века. Один из аргументов: название зверька по-гречески — γαλή — созвучно фамилии девушки, а художник любил делать на картинах такие намеки. Чечилия стала фавориткой Лодовико Сфорца — самого могущественного человека в Милане, фактически правившего в те годы городом при племяннике-герцоге. Девушка не могла похвалиться знатным происхождением, однако помимо красоты славилась эрудицией, писала стихи и прекрасно пела. Сфорца и до нее не скрывал своих любовниц, однако Чечилией он увлекся настолько, что это обеспокоило герцога Феррары, с чьей дочерью Беатриче Лодовико обручился много лет назад из политических соображений. 17-летняя фаворитка забеременела, и переговоры о свадьбе ускорились. 16 января 1491 года в Милане отпраздновали бракосочетание Лодовико и Беатриче. Сына Чечилии, родившегося в мае того же года, Сфорца тем не менее признал, дал мальчику свою фамилию и пожаловал ему владения. Роман с Галлерани продолжался, однако под давлением молодой супруги и ее семьи Лодовико пришлось удалить Чечилию из дворца и выдать в 1492 году замуж за графа Бергамино.

Незадолго до женитьбы Лодовико заказал Леонардо да Винчи портрет Чечилии. По мнению ряда искусствоведов, картина вполне могла быть написана в период беременности фаворитки, и некоторые детали указывают на демонстративное покровительство Сфорца не только возлюбленной, но и ее будущему ребенку.

1. Зверек. Горностай размерами и видом больше напоминает белого хорька, однако в живописи XV века изображения животных не всегда точны. Зверек на руках у дамы очень похож на горностая с рисунка Леонардо на сюжет легенды, объясняющей, почему это животное — символ незапятнанной чести: оно якобы предпочитает умереть, чем убежать от охотников по грязи. Горностай ассоциировался не только с Чечилией, но и с ее покровителем: этого зверя изображали на личной эмблеме Лодовико Сфорца, после того как в 1488 году король Неаполя принял того в рыцарский Орден горностая. Символ Сфорца словно охраняет даму и ее чрево; по мнению британского искусствоведа Джеймса Холла, это портрет-декларация, и присутствие горностая легитимизирует связь с Чечилией и плод этой связи. Важный момент, поскольку статус бастардов знатного человека в обществе полностью зависел от признания их отцом. Американский профессор Жаклин Мэри Музаккьо отмечает также, что в поверьях Италии эпохи Ренессанса горностай считался защитным талисманом для будущих матерей, следовательно, зверек на картине — намек на беременность дамы.

2. Дама. Динамичность изображения, поворот головы и корпуса в разных направлениях — невиданное для того времени нововведение художника в женском портрете. О портрете Чечилии кисти Леонардо поэт Бернардо Беллинчони писал: «Своим искусством он заставил ее казаться слушающей, а не говорящей».

3. Ожерелье. Украшение Чечилии собрано из бусин темного камня. Искусствоведы усматривают в этом намек на прозвище Лодовико Сфорца — Иль Моро («Мавр»), данное ему за смуглый цвет кожи.

4. Одежда. Ее фасон позволяет точнее датировать портрет. По мнению итальянского специалиста по истории искусства Грациетты Буттацци, наряд дамы соответствует испанской моде, которая пришла в Милан с юга Апеннинского полуострова, после того как в 1489 году герцог Джан Галеаццо Сфорца женился на неаполитанской принцессе.

5. Прическа. Конструкция на голове у красавицы — тоже дань испанской моде: прямой пробор и обрамляющие лицо пряди; небольшая шапочка на затылке, которую поддерживает темный обруч вокруг головы, и коса в чехле.

6. «Узлы Леонардо». Любимый орнамент художника, судя по многочисленным зарисовкам в его рукописях и замечанию Джорджо Вазари, младшего современника живописца. Австрийский историк искусства Людвиг Гольдшайдер считал «узел Леонардо» своего рода шифрованной подписью художника, поскольку «да Винчи» звучит похоже на латинский глагол vincio — «связываю», «завязываю».

7. Надпись La bele Ferroniere/Leonard d’Awinci. Она появилась в XIX веке; возможно, была сделана по распоряжению польской княгини Изабеллы Чарторыйской, получившей картину в подарок от сына. По словам историка Чарлза Николла, название «Прекрасная Ферроньера» новые владельцы дали шедевру по ошибке, предположив, что на портрете изображена прозванная так полулегендарная фаворитка французского короля Франциска I.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

1452 — родился в тосканском городке Винчи или в деревне Анкиано неподалеку; был внебрачным сыном нотариуса и деревенской девушки.
1466–1472 — учился живописи во Флоренции у художника Андреа Верроккьо.
1482–1499 — работал в Милане при дворе Лодовико Сфорца как живописец, скульптор, военный инженер и организатор празднеств, первоначально прибыв туда в качестве музыканта.
1495–1498 — создал фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
1500 — после оккупации Милана французами вернулся во Флоренцию.
1503 — начал писать «Мону Лизу».
1506–1512 — опять обосновался в Милане, на этот раз по приглашению французских властей, — до тех пор пока город не отвоевал сын Лодовико Сфорца.
1516 — по приглашению короля Франциска I переехал во Францию.
1519 — умер во Франции, в замке Кло-Люсе.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится